Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Последние комментарии
  • Почему происходят приливы?   8 лет 48 недель назад

    Уважаемая Полина!

    Красная линия отливов проходит по поверхности Земли в плоскости, перпендикулярной линии, соединяющей приливы. Вы правы: надо было линию на дальной стороне Земли сделать пунктирной, тогда было бы нагляднее.

    В Ульяновске тоже происходят приливы и отливы, их можно наблюдать сейсмическими методами. В Волге приливы незаметны, так как «стираются» течением и ветрами, но в устьях рек, впадающих в океаны и в другие открытые водоемы, уровень воды зависит от приливов и отливов

    Красная линия отливов проходит по поверхности Земли в плоскости, перпендикулярной линии, соединяющей приливы. Вы правы: надо было линию на дальной стороне Земли сделать пунктирной, тогда было бы нагляднее.

    В Ульяновске тоже происходят приливы и отливы, их можно наблюдать сейсмическими методами. В Волге приливы незаметны, так как «стираются» течением и ветрами, но в устьях рек, впадающих в океаны и в другие открытые водоемы, уровень воды зависит от приливов и отливов.

  • Почему происходят приливы?   8 лет 48 недель назад

    Спасибо за доступное для понимания объяснение приливов. Специально посмотрела, как представлены приливы и отливы в интернете, чтобы сравнить.

    Меня заинтересовал такой вопрос, а есть ли вблизи Ульяновска места, в которых можно зафиксировать приливы и отливы? Пусть даже небольшие, но повторяющиеся с периодичностью два раза в сутки.

    Степень проявления приливо-отливных явлений зависит от замкнутости водоёма. Объёма Волги недостаточно для заметного воздействия Луны?

    P.S. Уважаемая RMR_astra, в тексте о приливах Вы написали об отливах, отмеченных красной линией, но на рисунках их нет. Один обозначенный красный овал ограничивает центр Земли.

  • Ближайшие вспышки Иридиумов в небе Ульяновска   8 лет 48 недель назад

    Специально выходили в качестве прогулки понаблюдать вспышку Иридиума. Рядом оказалась семья с девочкой 5 лет. Мама задавала дочке вопросы, откуда на поверхности реки Свияги вечером стали видны  яркие жёлтые полосы. Девочка с пониманием ответила, что это отражение света от фонарей.

    И мы рискнули привлечь девочку к наблюдению отражения солнечных лучей от космического спутника Иридиума: вспышка должна была наблюдаться через 5 минут. Светлана, так звали девочку, через пару минут стала выражать недовольство, что уже надоело ждать. Мы старались "развлекать" информацией о Венере и Юпитере и распросами о ней самой.

    Когда наконец в ночном небе появилась вспышка, все невольно вскрикнули. Родители Светланы, особенно папа, как нам показалось, обрадовались предсказанному событию. 5-летняя девочка Светлана промолчала.

  • Где американцы, где Луна и где правда ...   8 лет 48 недель назад

    На сайте Лаборатории космических исследований неоднократно поднимался вопрос, была ли реальной высадка американцев на Луне или это всё-таки мистификация? При обсуждении выявились убеждённые сторонники противоположных версий.

    Неожиданно в давний спор был осуществлён новый вброс информации. Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заинтересовался высадкой американских астронавтов на Луну и предложил провести международное расследование. Из статьи газеты "Известия" (явно не "жёлтая" пресса) от 16 июня 2015 года:

    А еще можно помочь провести международное расследование, куда пропала кинопленка, снятая астронавтами на Луне, или где спрятаны и более никому не показаны 400 кг лунного грунта. Нет, мы вовсе не утверждаем, что они не летали, а только сняли кино. Но все эти научные или, может, культурные артефакты — достояние человечества, и их бесследная пропажа — наша общая потеря. А расследование покажет.

    Если подобные вопросы — вроде бы в шутку задает государственный чиновник высокого уровня, это уже очень серьёзный сигнал.

    Источник информации.

  • Пролёты МКС 16 и 17 июня 2015 года   8 лет 48 недель назад

         И я тоже из своего сада-огорода  видел этот низкий, последний вечерний пролёт МКС в Ульяновске. На что обратил внимание?  Для станции указана яркость  -1.0m. Но она не казалась ярче  Арктура (0m, он много выше) и даже Сатурна (+0.3m, немного выше станции). Конечно, в расчётах не учитывают поглощение в атмосфере. (А нам следует учитывать, что оно реально!).  И второе: у меня были выверенные часы, и я отметил, что момент входа МКС в тень точно соответствовал предсказанию (21:45:19).

  • Пролёты МКС 16 и 17 июня 2015 года   8 лет 48 недель назад

    А вот 13-ого пролет МКС был виден просто отлично, несмотря на ранний пролет. На закате небо еще застилали небольшие тучи, но уже к девяти часам вечера тучи сместились на восток, промочив нас по пути небольшим дождиком. Я люблю наблюдать закат и послезакатное небо, поэтому тоже выходила на улицу, дабы наслаждаться последними искрами солнца. а за тем звездами и пролетом МКС. 

    14-ого я тоже была на улице и даже как-то не планировала увидеть МКС - я даже забыла посмотреть во сколько пролет. Но в процессе наблюдения за небом я все-таки не смогла не заметить и МКС, которая была, хоть и не столь яркой, как в предыдущие дни, но все же пока хорошо видимой. 

    ВИО540, спасибо за карты пролетов МКС! Будем ждать новых пролетов. 

    Жаль, конечно, что сейчас людей почти ничего не интересует. Но те, кто так живут, многое упускают в жизни. Они не представляют, насколько удивителен наш мир, какие чудеса скрываются в небесах и каково это - погрузиться в звездное небо... 

  • Пролёты МКС 16 и 17 июня 2015 года   8 лет 48 недель назад

    14 июня специально вышли понаблюдать. Космическая станция была видна уже очень слабо. Только с хорошим зрением можно было заметить пролёт МКС. 

    Не оставляет когда-то заданный вопрос:

    А что это даёт?

    Привлекали многих. Реакция самая разная - от восторженной до равнодушной. Сегодня вечером (как раз в момент пролёта МКС) в одном из многоэтажных домов университетского городка было сильное задымление в подъезде, приехали две пожарных машины, скорая. Большой двор заставлен личными автомобилями, что очень затруднило проезд, проживают сотни жителей. А вышли и поинтересовались единицы, хотя пожарные машины подъехали с включенной сигнализацией.

    Можно сделать вывод, что стали безучастными ко всему, даже к реальной опасности для себя. Но стараться пробить стену равнодушия и нежелания познавать мир, надо. Поэтому, конечно, будем ждать новых пролётов единственной обитаемой космической станции в Солнечной системе и заинтересовывать тех, кто об этом ещё не знает. Ситуация развивается таким образом, что космическая станция может и завершить полёты вокруг Земли.

  • Почему изменяется вид Луны?   8 лет 48 недель назад
    Добрый день, уважаемая Мария!
    Кто хочет - верит, а мне бы хотелось понимать.
  • Почему изменяется вид Луны?   8 лет 48 недель назад

    Добрый день, уважаемая RMR_astra.

    Благодаря Вам я поняла, почему разнообразная информация из интернета не усваивается. Она безличная. А когда луч знания направлен лично на тебя, то попадает в цель. Теперь понятна разница слов "примерно половина" и "точно половина".

    Лунный календарь до Вашего вопроса вообще не вызывал сомнений. Хорошо знаю дачников, которые всегда придерживаются лунного календаря, и у них плоды созревают быстрее, чем у соседей. Но это, конечно, можно объяснить лучшим уходом и постоянной заботой. Они даже разговаривают с растениями и обращаются с ними, как с живыми.

    Связь между Луной и волосами. Если научного объяснения действительно нет, то это понятие ВЕРЫ. Некоторые больные выздоравливают после приёма плацебо-пустышки, почему бы не поверить в силу растущей Луны?

  • Пролёты МКС 12 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

    Сейчас наблюдала пролет МКС, правда из-за сильной облачности виден он был лишь мелкими урывками, и все же мне удалось его лицезреть в редких разрезах туч. 

    А вот вчерашний пролет был виден просто идеально. Небо было ясное, безоблачное. Наблюдали всей семьей :)

  • Почему изменяется вид Луны?   8 лет 49 недель назад

    Добрый день, Мария!

    Ваш вопрос удобно разделить на два вопроса: действительно ли обращенная к нам сторона Луны равна половине ее поверхности, и насколько верно лунный календарь описывает ее движение.

    Мы уже отмечали, что движение Луны – очень сложное, поэтому, как и раньше, будем принимать во внимание только основные факторы. Орбита луны не окружность, а эллипс, поэтому появляется возможность заглянуть то за левую сторону лунного диска, то за правую, таким образом с Земли доступны не 0.5, а 0.6 долей лунной поверхности.

    Период суточного вращения Луны совпадает с ее полным оборотом вокруг Земли относительно звезд (27.3 земных суток), а фазы Луны определяются полным оборотом Луны вокруг Земли относительно Солцна. Этот период немного длиннее, так как за один оборот Луна вместе с Землей успевает сдвинуться по орбите Земли (29.5 земных суток). Так как эти неточности невооруженным глазом не заметны, в первом приближении считается, что с Земли видна половина Луны.

    Лунный календарь основан на периоде смены фаз, содержит 12 лунных месяцев, а продолжительность года составляет 355 дней, то есть на 10 дней меньше, чем солнечный календарь, соответствующий сезонам сельскохозяйственных работ. Со временем лунный и солнечный календари так разошлись, что, чтобы их свести, в одних странах добавили к лунному календарю 13-й месяц (не каждый год), а в других предпочли добавлять дни к некоторым месяцам. Эти изменения  календаря практически не сказываются на правильности определения лунных фаз и на справедливости утверждения, что Луна обращена к Земле одной стороной.

    Еще надо отметить, что освещенность земной поверхности  Солнцем почти в 1000000 раз больше, чем полной Луной.

    Я не интересуюсь предсказаниями ни лунного, ни астрологического календаря, но в связи с Вашим вопросом, почитала в интернете.

    Научное предсказание от лженаучного отличается тем, что в первом случае оно отвечает на вопросы «Почему?», «Как?», «Какой механизм влияния?» и др. Например, ИЗУЧИВ движения Луны и Земли, можно предсказать, когда произойдет солнечное затмение, в каких районах оно будет наблюдаться, сколько будет длиться, какая доля Солнца будет закрыта Луной.

    Во втором случае перечисленные вопросы даже не возникают ни у авторов, ни у пользователей их предсказаниями. Из-за непонимания говорят: «Наверное, в этом что-то есть».

    Но Вы-то – думающий человек, попробуйте понять, какая связь между Луной и Вашими волосами. Если Вы мне объясните, я буду Вам благодарна.

  • Пролёты МКС 10 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

    Какой может быть ответ от любителя профессионалу?

    Предстоит учиться, учиться и ещё раз учиться, в первую очередь увлечённости и преданности делу.

    Вроде бы и любознательность не пропала, и доставляют радость яркие пролёты МКС и Иридиумов, но...  Поэтому и надеемся на Вас, уважаемый ВИ0540, чтобы "тыкнули носом". И не один раз.

    Как сделал вывод взрослый человек, воспитывающий двоих детей:

    Теперь наконец-то понял, в чём заключается суть воспитания. Одно и то же надо повторить не менее 500 раз.

    Наверное, это относится и к образованию.

  • Пролёты МКС 10 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

         После "штатного" подъёма высоты МКС в ночь на 9 июня до конца этих суток у меня зафиксировано 4 замера параметров орбиты из сайта Интернета с двустрочными элементами (TLE). В 04:24 мск отмечено 100-метровое (среднесуточное) снижение средней высоты (при среднем атмосферном торможении около 40 м/сут). Это типично после основного манёвра. Правда, возрасла и атмосферная составляющая до 70 м/сут, которая по замерам с 8:58 по 01:55 10 июня  (т.е., включая момент 18:32) оставалась неизменной. За это время предсказываемый момент кульминации станции в 22:59  в Ульяновске изменился  лишь на  +1 сек.
         А вот что можно было увидеть реально в нашем небе в это время. Я вышел из своего домика на участке СНТ "Вишнёвый сад"  (~7 км  на С-З  от города)  в 22:57, желая ещё увидеть вспышку Иридиума в 22:58 в той же области неба, что и пролёт МКС (под Арктуром).  И вот что я увидел:

         Слева приближался а Арктуру уже яркий Иридиум. Было неожиданным, что он не "вспыхнул"  на  максимум  3-5 сек (до -2.4m), как предсказано за Арктуром, а оставался почти одинаково ярким долгое время!
         Правее и ниже  уже поднималась яркая практически на всём пути (-2.0m) МКС.
         К этому "дуэту" внезапно подключился довольно яркий метеор, прочертивший длинную линию от Волопаса  далеко влево и вниз.
         Я досмотрел полёт станции до Сатурна, после которого она неспеша вошла в тень Земли.  На этом "выступление трио" закончилось...
         Не помню, какая облачность была вокруг, но на этом участке помех не было. Кстати, это был 2-й пролёт этого вечера. А 1-й, в 21:24 действительно нельзя было увидеть у нас из-за облачности.
         Так что, уважаемая Полина, график пролётов станции от нештатного включения её двигателей заметно не изменился.

  • 10 самых ярких комет за последние 4 века   8 лет 49 недель назад

    Рада, что данный материал заинтересовал Вас, уважаемая RMR_astra, и стал полезным :)

  • Пролёты МКС 10 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

    По сообщению Роскосмоса, 9 июня 2015 года, в 18:32 во время планового тестирования радиосистемы сближения и стыковки МКС с «Союзом» произошло несанкционированное срабатывание. Двигатели корабля «Союз», пристыкованного к Международной космической станции, нештатно запустились, что привело к изменению положения МКС. Для стабилизации МКС были приняты необходимые меры.

    Уважаемый ВИ0540, эта внештатная ситуация повлияла на время наблюдения пролётов МКС 9 и 10 июня? 9 июня не наблюдалась МКС в указанное на сайте время для первого пролёта. Правда, была значительная облачность.

    Как отметил один из специалистов в российской ракетно-космической отрасли, оператор должен был выдать команду на тестирование аппаратуры «Курс» и системы расстыковки, но вместо нее, скорее всего, пошла команда на включение двигателей «Союза».

    По материалам в интернете.

  • 10 самых ярких комет за последние 4 века   8 лет 49 недель назад
    Уважаемая vribinek!

    Большое спасибо за интересный материал.

  • Пролёты МКС 8 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

    Я тоже пропустила, к сожалению. Уснула, не дождалась. Но МКС зато видела. Выглядело очень красиво!

  • Пролёты МКС 8 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

         Действительно, "к сожалению",  т.к. вспышка  Иридиума была ОЧЕНЬ яркой!  Только отмеченный момент масимума был секунд на 10 позже.  Иногда предсказанная яркость отличалась от видимой, но время как правило совпадало точно.

  • Пролёты МКС 8 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

    Да, подтверждаем. Наблюдали втроём "экипажем". Космическая станция стала заметна с 22:14 и была ярко видна 5 минут. Даже находившиеся рядом люди не остались равнодушными, обратили взор к небу. А вот вспышку Иридиума, к сожалению, пропустили.

  • Пролёты МКС 8 июня 2015 года   8 лет 49 недель назад

    Только что, в 22:16 пронаблюдала пролет МКС. На небе ни облачка. поэтому видимость была просто замечательной! Пролет отлично и очень ярко наблюдался. Мне кажется любой, кто случайно взглянул в эти минуты на небо, с легкостью мог заметить пролет МКС. Вот бы почаще такую видимость для наблюдений! 

  • С чего все начиналось   8 лет 49 недель назад

    Да, нам еще идти и идти до правильных рассуждений и гипотез. Неизвестно даже, будут ли они. Ведь нам не может кто-то свыше однажды ответить: "Эта теория верна!" Человек никогда не будет прав, хотя бы потому, что он никогда не узнает, что есть правда. Хотя это уже вопросы из философии... Однако наука граничит с философией, как мне кажется. 

    Уже само рассуждение, теории на тему космологического мироздания, так сказать, очень интересны. Нам ведь хочется докопаться до истины, даже если это невозможно - человеку свойственно ставить перед собой невозможные цели, а порой и достигать их. 

    Кстати, сейчас все большую популярность обретает Теория струн с 11-мерной реальностью. А ведь когда-то такое даже представить не могли! 

     

  • С чего все начиналось   8 лет 49 недель назад

    Тут полезно даже усомниться в существовании самих черных дыр. Многие считают, что их открыли. На самом деле это не так.  Мы лишь наблюдаем очень массивные объекты в центрах галактик. Но устроены ли они так, как это описывает Общая теория относительности? - Это большой вопрос! Поэтому гипотезы типа рождения Вселенной из черной дыры - это скорее фантазии на свободную тему. Думаю, что мир устроен существенно иначе, чем то, как это описывается в современных моделях. 

  • С чего все начиналось   8 лет 49 недель назад

    Несомненно, человек, по моему мнению, должен представлять (хотя бы в теориях), как появился мир, где он живет. Удивляет, что сейчас людей это мало интересует. Ведь это такой загадочный и удивительный вопрос! 

    Да, вопрос о том, что было до космологической сингулярности (если она, конечно, была)- это интересно! Но мы так и не доказали, как вообще появилась наша Вселенная, а уж что было до ее появления - это вообще "темный лес" для науки. Хотя, кто знает, насколько наука продвинется в космологии в будущем. Уже сейчас, как я писала в предыдущем комментарии к этой статье, есть теория о Вселенной, рожденной в Черной дыре, и множество других. Впереди еще множество предположений, которые будут выдвигаться и вновь опровергаться. 

  • С чего все начиналось   8 лет 49 недель назад

    Сейчас теория большого взрыва действительно устаревает, хотя по-прежнему считается наиболее популярной. Но это лишь вопрос времени - процент ученых, придерживающихся и изучающих данную теорию, падает на глазах. Что ж, надо сказать, что это следствие научного прогресса. Исследования не стоят на месте, ученые предлагают новые теории, интересуются новыми версиями, а старые постепенно уходят. 

    Несмотря на массу теорий, по моему мнению, ученые вряд ли смогут дать однозначный ответ. Ведь Вселенная такая огромная и загадочная! Мы не все и о Земле-то знаем - что уж говорить о целой Вселенной! 

    Вот сейчас, к примеру, ученые всерьез обсуждают новую теорию о том, что Вселенные рождаются внутри Черных дыр. Я только сегодня читала материал об этом. Надо будет как-нибудь написать в новой статье об этом предположении астрофизиков. Вообще, интересных теорий просто море! Но не обо всех знают. 

  • С чего все начиналось   8 лет 49 недель назад

    Лично у меня нет большого доверия к теории Большого взрыва. Но как научная теория , она, конечно, имеет право на жизнь. Более того, вызывают огромное уважение учёные, которые занимаются такими исследованиями.

    Статья ученицы 10 класса о космологической теории, написанная полностью самостоятельно, интересна прежде всего тем, как воспринимаются представления о Вселенной новым поколением. Верят ли они в это, будут продолжать исследования в заданном направлении или предложат совершенно новый вариант?