Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Тема для обсуждения: Стиль подачи информации

Доброго вам дня, уважаемые читатели. Сегодня мы спешим обсудить с вами одну весьма животрепещущую тему, а именно стиль подачи информации в общем и в деле преподавания и образования в частности.

Сабж, как видите, короток. Так что мы с вами побеседуем и попробуем выяснить, как относиться к вышепоказанному.

Нужно понять, что у искусства и науки несколько разные задачи. В искусстве доминирует эмоциональный компонент, в науке – интеллектуальный, рациональный. Хотя, это не исключает их частичных пересечений. Но, в основном, произведение искусства – это не научная статья. Главное содержание «Красной шапочки» не сводится к иллюстрации работы зрительного или слухового органа волка и т.п. Поэтому, в качестве иллюстрации к «Красной шапочке» ценность ролика – почти нулевая, а в качестве пособия по основам естествознания - он скорее «прикольный», чем полезный.

Всё это наводит на мысль о том, что и популяризатор искусства тоже должен владеть мастерством популяризации. Он также должен быть одновременно и настоящим художником, тонко чувствующим эмоциональный посыл произведения.

Вообще-то, идея не новая. Ефремов, создавая "Лезвие бритвы" пытался совместить литературный приключенческий сюжет с полезной или даже научной информацией, так сказать, обучать за счет лихого сюжета. У него это получилось лишь отчасти. Здесь все более утилитарно. Но, на мой взгляд, идея не плохая. Реализация, правда, слишком механистична.

Научная фантастика – это, вообще особый жанр. В нём один из главных эмоциональных посылов – восхищение перед мощью науки, романтика научного поиска и т.п. Поэтому, в ней часто присутствуют точные научные данные. А также (и это – важнее!) – присутствуют фантастические идеи, которые в принципе могут стать научными в будущем. Всё это – важно для начинающего исследователя, поэтому фантастику нужно читать (смотреть). Но, она не заменит учебника (иллюстрированного) и научных статей.

А искать точные научные сведения в ЛЮБОМ художественном произведении неправильно. Часто художник жертвует точностью, правдивостью ради своего эмоционального посыла («Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!» А.С.Пушкин).

Оказывается про Ефремова я уже писал по поводу выставленного ролика, да забыл.
Я привел пример с "Лезвием бритвы" именно потому, что Ефремов пытался реализовать идею совмещения иформативности с развлекательностью. То что, большинство фантастов используют научные идеи (с разной степени удачности) - это понятно. Искать информацию в фантастике нет смысла. Она для другого пишется. Но почему бы и не попытаться пытаться создавать произведения искусства, которые бы позволяли лучше понять и запомнить элементы научной информации. Нужен удачный пример, а его пока нет.

Можно попробовать, только это будет не произведение искусства, а хорошо иллюстрированный учебник.

А как Вы в принципе относитесь к иллюстрации научных текстов и текстов учебников? Причём, не только на уровне картинок, но - на самом высоком современном техническом уровне: мультимедийные презентации, видеоролики, 3D и т.п.

Илья! Я отношусь к иллюстрации научных текстов очень положительно. В презентациях это уже возможно. Даже 3D графику можно встраивать. Сложнее со статьями. Сейчас в pdf уже можно встраивать анимацию и довольно сложную. Это делается с помощью новых возможностей Tex-a. Возможно, можно и напрямую. В Tex есть пакет pgf. Можно посмотреть на сайтах. Например, http://www.texample.net/tikz/examples/. Вот когда сделают, наконец, книги реально электронные, тогда это все будет очень востребовано.

Я с Вами согласен, Виктор Михайлович.
А что Вы скажете по поводу проблемы, обозначенной Полиной в другом блоге: «Новые поколения будут читать "Евгения Онегина", "Войну и мир" в кратком изложении?
Молодые люди получают огромное количество информации, поданной красочно (мультимедийные презентации, видеоролики, Интернет...), но эта информация не усваивается!
Этот феномен учителя школ и преподаватели университетов обсуждают с удивлением, не находя объяснения».

Кстати, и у И.А.Ефремова не всё так гладко со строгой научностью в его ХУДОЖЕСТВЕННЫХ произведениях. Вот, что пишет об этом С.В.Александров - ведущий инженер Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, а также один из руководителей «Космопоиска»:

«В "Звездных кораблях", "Туманности Андромеды", "Часе быка" есть фрагменты, показывающие, что Иван Антонович имел весьма смутное представление о механике космического полета. А, например, описание того, что наблюдал Дар Ветер во время работы в открытом космосе, напрочь отметают версии о инопланетном (или иновременном) происхождении автора. Список технических неточностей можно набрать здесь немалый, но нужно ли это?
[...]
Несколько слов о ефремовских звездолетах (это уже, извините, МОЯ профессия). В "Туманности..." это обычные ракетные корабли с необычным рабочим телом. Действительно, по хорошо известной формуле Циолковского скорость ракеты равна произведению скорости истечения реактивной струи из двигателя и натурального логарифма отношения масс ракеты до и после разгона. Отсюда, для того, чтобы звездолет не напоминал полиэтиленовый пакет с водой, который, конечно, на планету Железной звезды не сядет, скорость истечения должна быть не меньше, а лучше - больше желаемой скорости корабля. То есть - сверхсветовой. Так появился "анамезон" - в самом деле, почему бы не предположить, что "синтезированные" атомы будут обладать такими свойствами? Что тогда, в 56-м году, о них знали?
Правда Иван Антонович не учел, что, взлетая с Земли, такой "кораблик" выхлопом распашет космодром до верхней мантии (о подземных ракетах Циферова и результатах некоторых незапланированных испытаний в Подлипках - когда сорванный с креплений стенд на базе тяжелого танка, под действием не самого мощного ракетного двигателя, попер сквозь вековые сосны, роя реактивной струей 20-метровой глубины овраг - он, видимо, не знал). И взлет "Тантры" с планеты Железной звезды больше напоминает уход перегруженного вертолета с горной площадки. Но... это уже детали. Чтобы показать напряженное ожидание над мертвой Зирдой, посадку и взлет на планету с удвоенным "G", погрузочные работы во враждебном мире электро-инфракрасной жизни ПИСАТЕЛЮ Ефремову был нужен ИМЕННО ТАКОЙ звездолет - таким он и стал.
И вряд ли стоит искать следы алхимических знаний в том, что анамезон производился из золота».

(С.В.Александров «ЧИТАЙТЕ ЕФРЕМОВА! СТРОКИ, А НЕ МЕЖДУ СТРОК...», http://n1l3m.narod.ru/x/iae.htm)

Но, это не важно, ведь произведения Ефремова – это не иллюстрированный учебник. Это – именно художественные произведения, в которых в образной форме и с положительной эмоциональной окраской показано идеальное (с точки зрения автора) общество будущего – основанное на разумных началах, вступившее в плодотворный контакт с другими цивилизациями Космоса, объединившееся с ними в Великое Кольцо.

Важен ИДЕАЛ, к которому стремится автор и чем эмоционально заражает читателей, а не точность научных сведений.

"Несколько слов о ефремовских звездолетах (это уже, извините, МОЯ профессия)".

Есть такие профессии? Это серьезно?

Это, конечно, некоторая неточность. Но автор - ракетчик по специальности, выпускник МАИ.

Илья! Я не пытался рекламировать романы Ефремова, как источник безупречной научной истины. Ляпов и наивности в его романах много. Были фантасты - его современники, которые более точно могли воспроизвести реалии космического полета. Дело в другом - в его идее совместить полезность информации с увлекательностью ее представления. Просто это один из известных мне людей, которые пытались реализовать такую идею. У него получилось не очень. Необходимость в чем-то таком остается.
Если говорить более широко, то проблема состоит в том, как передать новому поколению "романтический трепет познания Вселенной". У большинства он просто не появляется.
Вторая проблема - это то, как передать все возрастающее количество научной информации за тоже отведенное для обучения время. За 100 лет количество информации умножилось в разы, а время обучения осталось тем же, как в школе, так и в университете. Мы заканчиваем читать основные курсы на том, что было сделано в лучшем случае в 40-50 годы XX века, а реально - в 20-30 годы. С новейшей информацией должны справляться, вроде как, спецкурсы, но их, как правило, мало. А современных направлений исследования очень много. Так что проблема растет изо дня в день.
Частично помогает математика. Она позволяет представлять информацию в достаточно универсальном виде, но математика тоже при этом усложняется. А усложнение вызывает опять необходимость чему-то учится. Так что проблема этим полностью не решается. Дело не в романах Ефремова. Как я вижу, фантастику ХХ века мало кто читал из современной молодежи.

Виктор Михайлович, я думаю – ключевая проблема именно в том, о чём Вы пишете: «как передать новому поколению "романтический трепет познания Вселенной"»? Шире – романтическую увлечённость научным и/или техническим поиском. Она формируется у детей с раннего возраста. Увлечённый человек будет ходить на все спецкурсы, самостоятельно будет активно искать самую последнюю информацию в интернете. Конечно, жизнь его облегчится, если он будет пользоваться хорошо иллюстрированными учебными пособиями, но без увлечённости и пособия не помогут. Это – ответ Полине, почему информация не усваивается, несмотря на все великолепные мультимедиа. Потому, что нет увлечённости познанием. Ведь мы живём в мире замечательных информационных и телекоммуникационных технологий. Достаточно иметь ноутбук с модемом – и весь информационный Мир под рукой! Но, используются эти технологии почему-то часто совсем для другого. Это, кстати - аргумент противников прогресса: что толку развивать технологии, если они не способствуют духовному росту людей? Но, я считаю, что в научно-техническом прогрессе гораздо больше плюсов, чем минусов. И если конкретный человек использует плюсы не для познания и творчества – это его проблема, значит не судьба ему быть Учёным, Исследователем, Изобретателем (с большой буквы). Не все должны ими быть, у разных людей – разные пути и предназначения. А, с другой стороны, те, кто пронесёт свою детскую увлечённость научным и/или техническим творчеством во взрослую жизнь, кто преодолеет различные ИСКУШЕНИЯ и СОБЛАЗНЫ, те и станут настоящими Учёными, Исследователями, Изобретателями. А других и не нужно тащить в науку и/или технику, как «бегемота из болота». У такой деятельности слишком низкий КПД. :)

Илья! Может быть дело, конечно, и в специфических условиях компьютиризированного общества, но может быть все глубже. Люди "с научным трепетом" появлялись всегда, но в небольшом количестве. Условия лишь определяют - сколько таких людей появляется. В СССР было много, а сейчас мало, но все же есть. Вполне возможно здесь мы имеем дело с глубинными возможностями нашего сознания. Как пишут психологи, наш мозг способен достаточно быстро и радикально перестраиваться и перестраивать вслед за этим организм. Где-то читал, что на западе разработали методику, когда человек может "видеть" языком. На нервные окончания языка подают видеосигнал и после определенных тренировок человек начинает "видеть" языком. Исходя из этого, можно предположить, что для появления трепета необходима не иллюстративность, а внедрение в сознание глубокого понимания важности познания, как средства существования. Причем так, что бы это внедрение затрагивало какие-то глубинные слои сознания. Как это "внедрить" я пока не знаю. Поскольку таких людей немного, то, по всей видимости, современное образование не способно это сделать. Ну а что для этого необходимо не знаю.
Вот и стараемся что-то популярно-интересное рассказывать и показывать.

Уважаемый Sol, мне понравился Ваш ответ: продуманный, а, возможно, и "выстраданный" в жизненном опыте.
Нет ни одного возражения по Вашему последнему комментарию, но, к сожалению, нет предложения, как изменить сложившееся положение.
Кто может оспорить необходимость увлеченности познанием:
увидел Тихо Браге комету в небе, Кеплер - солнечное затмение, Сергей Королев-планеры...
и увлечение на всю жизнь "вопреки и несмотря на".
Да, это личности в истории, но всегда был "фон" - количество людей, ценящих,понимающих и тоже увлеченных или хотя бы не безразличных людей.
Ученые, Исследователи, Изобретатели продолжают появляться как самородки, а вот необходимый "фон" исчез.

Виктор Михайлович и Полина!
В своей работе я часто наблюдал корреляцию увлечённости ребёнка исследованиями или изобретательством с отношением к этим видам деятельности в его СЕМЬЕ. При этом не обязательно, чтобы родители были учёными. Они могут быть «простыми работягами», но с уважением относиться к науке и технике. Т.е., воспитание в семье, конечно, играет важную роль. Но, в последнее время мой опыт стал склонять меня в пользу гипотезы, что воспитание (даже раннее) играет лишь вспомогательную роль, а главное даётся человеку от рождения. Кроме моего скромного педагогического опыта, могу привести в качестве обоснования этой гипотезы следующие слова А.Эйнштейна:

«Как и Шопенгауэр, я прежде всего думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,- это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного вИдения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из шумной и мутной окружающей среды к тихим высокогорным ландшафтам, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух и наслаждается спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности.
Но к этой негативной причине добавляется и позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и её оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни»
(Мотивы научного исследования, 1918 год // Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов. М.: «Наука», 1967, том 4, 600 с.)

Итак:
1) «тонкие душевные струны» - это, скорее всего, врождённое качество;
2) «желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью ... в мир объективного вúдения и понимания ... создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной» - это на психологическом языке называется «эксапизм» - помним кнопку Escape - Esc на клавиатуре :).

Прирождённый учёный – это не просто любознательный человек, он – глубже. Это - человек с тонкой организацией психики, живущий в информационном мире принципов, законов, аксиом, формул, созерцание которых ему доставляет глубокое интеллектуальное удовольствие, в отличие от несовершенной, хаотичной будничной жизни. Он стремится к пониманию и ясности. Неясность, несовершенство теории, теоретические проблемы доставляют ему СТРАДАНИЯ. Эйнштейн писал, что положение дел в электродинамике до создания СТО было для него НЕВЫНОСИМО. Вообще, страдание от осознания несовершенства чего-либо – это один из признаков незаурядности человека. А стремление избегнуть страдания, свойственное многим – это путь к посредственности.

Прирождённый изобретатель – также не сводится к «практику», к «человеку дела». Это - также человек с тонкой организацией психики, страдающий от осознания несовершенства современной ему техники, желающий улучшить окружающий его материальный мир.

К слову сказать, прирождённый художник – это, опять-таки, человек с тонкой психической организацией, живущий в мире эмоций, образов и стремящийся к Красоте, к её созерцанию и воплощению в окружающем мире. Именно Красоту, Прекрасное должен выражать художник в своих произведениях, а не выплёскивать в них свои комплексы, затаённые обиды, агрессию. Интересно, что понятие Красоты может быть применено и к научной теории и к техническому устройству. Так, Эйнштейн считал, что истинная теория не может быть некрасивой и даже наоборот: красивая теория не может быть не истинной. А в авиации есть принцип: некрасивые самолёты не летают.

Впрочем, возможно, все эти рассуждения относятся только к ТЕОРЕТИКАМ, но это – наиболее уважаемая мной «каста».

Полина спрашивает – как изменить сложившееся положение? Путём поиска (с раннего детства) тех, для кого научное или техническое творчество является призванием и создания благоприятных условий для их развития. Нужны средства для такого поиска – не только интуитивное вчуствование-эмпатия, но и объективные психологические тесты, в том числе и приборные. Здесь психологи должны сказать веское слово. А общество/государство должны понять важность этой деятельности и всячески поддерживать её.

В СССР, конечно, был «фон», было уважение к науке и технике, подпитываемое научно-популярной литературой, обществом «Знание», научной фантастикой и т.п. Но это вызывало «мимикрию» многих людей под «учёных», «инженеров» и т.п. Да и науки у нас развивались отнюдь не все одинаково: в основном – физика и математика, в связи с потребностями военно-промышленного комплекса. Генетика была в загоне, информационные технологии – тоже, про общественные науки я вообще не говорю. Сейчас у нас общество гораздо свободнее, и это хорошо - яснее видно, кто есть кто, кто будет заниматься наукой, несмотря ни на что, а у кого – другое призвание.

Произошел взлет числа комментариев, чуть не остались незамеченными Ваши, уважаемый Sol, интересные и познавательные записи.
"главное даётся человеку от рождения"

Пришла к такому же мнению независимо.

"как изменить сложившееся положение? Путём поиска (с раннего детства) тех, для кого научное или техническое творчество является призванием и создания благоприятных условий для их развития"

Спорно. Свое надо "выстрадать" самостоятельно в преодолении трудностей.
Представьте юного Эйнштейна в роли изучаемого вундеркинда под руководством опытных взрослых, мировоззрение которых он позже разрушил. Да и вряд ли в Эйнштейне до 26 лет кто-либо смог бы рассмотреть будущего гения.

"В СССР, конечно, был «фон», было уважение к науке и технике, подпитываемое научно-популярной литературой, обществом «Знание», научной фантастикой и т.п. Но..."

С Вашим "Но..." спор лучше продолжить на форуме "Современное состояние науки в России"

Произошел взлет числа комментариев, чуть не остались незамеченными Ваши, уважаемый Sol, интересные и познавательные записи.

И я тоже чуть не потерял эту линию дискуссии. Хорошо, что сохранил адрес странички! Не знаю – то ли это недоработка разработчиков сайта, то ли я чего-то не понимаю. Но, если человек отсутствует на сайте некоторое время, то некоторые блоги можно просто не найти – ни на главной страничке, ни в списке блогов. Или я не там ищу? Пусть администраторы просветят меня. Во всяком случае, принцип такого поиска должен быть понятен даже самым тупым пользователям. :)

"как изменить сложившееся положение? Путём поиска (с раннего детства) тех, для кого научное или техническое творчество является призванием и создания благоприятных условий для их развития"
Спорно. Свое надо "выстрадать" самостоятельно в преодолении трудностей.
Представьте юного Эйнштейна в роли изучаемого вундеркинда под руководством опытных взрослых, мировоззрение которых он позже разрушил. Да и вряд ли в Эйнштейне до 26 лет кто-либо смог бы рассмотреть будущего гения.

А «благоприятные условия» и не означают, что мы во всём соглашаемся с ребёнком. С ребёнком нужно и дискутировать (но доброжелательно, с целью поиска истины, а не самоутверждения и/или унижения ребёнка). Ребёнок должен чувствовать некое СОПРОТИВЛЕНИЕ, чтобы преодолевая его, утверждать своё. Мы в «Солярисе» проводим такие дискуссии. Я хочу, чтобы они были и на сайте ЛКИ. Мне понравились ваши дискуссии по поводу «американцев на Луне», мне понравилась неравнодушная реакция admin-а на мои слова об американцах и я надеюсь, что этот разговор будет продолжен. Всё это активизирует мысль. А благодушная атмосфера в духе «какие мы все хорошие», может быть и приятна, но ведёт к застою.

К слову, А.Эйнштейн состоял в неформальной «Академии Олимпия» (вместе с К.Габихтом, М.Бессо и М.Соловиным), дискуссии в которой, как он сам позже отмечал, очень помогли ему ОТТОЧИТЬ его релятивистские идеи. В 26 лет (1905 год) он уже написал статьи, в которых излагал СТО.

Еще не освоен метод выделения цитат, поэтому я по старинке.

"принцип такого поиска должен быть понятен даже самым тупым пользователям. :)"

Тупой пользователь на этом сайте не приветствуется. Уже была битва за более простую регистрацию на сайте. Но уважаемые admin и fundaev одержали победу в отстаивании необходимого уровня компьютерной грамотности. Какие только доводы и просьбы от учителей, докторов наук не приводились, (где-то на сайте есть этот эмоциональный спор), создатели сайта не уступили.
Возможно, наши продвинутые компьютерщики, "не прогибаясь" под пользователей, надеются поднять планку по предложенному Вами сценарию:

каждый "должен чувствовать некое СОПРОТИВЛЕНИЕ, чтобы преодолевая его, утверждать своё."

Тема "потери" статей/комментариев стара и, к сожалению, до сих пор актуальна. Ноги растут из так-сказать "блоговости" движка, на котором построен сайт. Способы решения проблемы уже не раз обсуждались. Суть такова, что нужны модераторы и более четкая структура сайта. К сожалению, пока дальше разговоров о необходимости сделать это дело не идет. А суть очень простая: нужно взять одного-двух человек и дать им все необходимые права. Это уже вопрос к Андрею.

Что же касается отстаивания "необходимого уровня компьютерной грамотности", соглашусь: если для человека представляет сложность после регистрации проверить свою электронную почту, то да, мы, к сожалению, помочь ничем не можем. Разве только советом.

А суть очень простая: нужно взять одного-двух человек и дать им все необходимые права. Это уже вопрос к Андрею.

А кому чего не хватает? Есть специальная группа со всеми необходимыми правами для модерирования. И в нее ты к слову назначен как и Илдус и еще несколько уважаемых товарищей.

Надо посмотреть Drupal 7. Там вроде все покрасивше. Но с апгрэйдом пока что проблемы технического характера.

Сайт становится средством общения и получения познавательной информации для всё большего числа людей. Создатели сайта admin и fundaev в обновленной версии даже не указаны как авторы.
Сайт вышел из "спящего" состояния с весны 2009 года благодаря стараниям Натали и CtrlAlt-а. А leon вложил много времени и сил, чтобы сайт стал привлекательным, обновляемым, интересным. Появились самостоятельные проекты АСТРОНОМИЯ, АВИАЦИЯ, РОБОТЫ, "УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ИЗ КОСМОСА"...
Чувствую, что мысль увела не в том направлении. Это материал для летописи Лаборатории
http://www.spacephys.ru/letopis-laboratorii-kosmicheskikh-issledovanii

А хотелось только внести предложение: систематическая работа на сайте должна оплачиваться (дискуссии на сайте не прошли даром). Кроме того, имя сайта и предоставление ресурсов поддерживаются за определенную плату.
Будет оплата, тогда возможен и спрос. На настоящий момент все работают бесплатно.

Тут проблема скорее в другом. Мы рады помочь в том случае, когда мы можем помочь. В упомянутой дискуссии по поводу сложности регистрации на просьбу сказать, что именно сложно и что сделать чтобы было проще мы получили только 2 ответа (не считая воды):
1. Давайте уберем капчу (это та картинка, текст с которой надо ввести при регистрации)
2. Давайте заведем групповое мыло, на которое будут приходить нотификации о регистрации сразу всех новых пользователей.
По поводу первого, если бы это было сделано, то все мы здесь не общались бы, а ведрами убирали спам. Капча нужна не для того, чтобы усложнить жизнь рядового пользователя, а чтобы не допустить на сайт ботов.
Второе же предложение просто убивает цель отправки этой самой нотификации. А именно, убедиться, что это мыло реального человека, при этом именно его мыло. Вообще схема регистрации, при которой Вас просят пройти по ссылке, которая содержится в сообщении, отправленном на Ваш электронный ящик - это одна из стандартных и широко используемых схем.

P.S. Мысль вслух. Надо бы завести книгу отзывов и предложений.

Надо бы завести книгу отзывов и предложений.

А чем тебя форум не устраивает? Там даже тема есть - "Совершенствование сайта". Писать на форум может любой зарегистрированный пользователь.

И вообще активация регистрации через email очень хорошее предложение, правда, я подозреваю, что проблем с регистрацией прибавится.

Уважаемые обитатели сайта, подскажите, не было ли сегодня каких-либо сообщений ранее, чем в 13:48? И если были, то - где? А то я сейчас вошёл, на сайте много новых сообщений, список справа внизу заканчивается сообщением «Тут проблема скорее в другом. Опубликовано fundaev в вт, 18/01/2011 - 13:48.». Всё остальное, если и было, то безвозвратно скрылось за «горизонтом событий» сайта ЛКИ. :)

Здесь есть список всех комментариев. Путь: http://www.spacephys.ru/comments/recent

Спасибо! Вот это – то, что нужно! Нельзя ли поместить эту ссылку под кнопкой на главной страничке сайта?

не за что :)
см. в навигационном меню слева

1. На вашу электронную почту приходит сообщение о всех изменениях на сайте за сутки. Все новые комментарии указываются.
2. Обсуждения проходили в материалах, по которым Вы можете видеть новые сообщения.
admin сообщил, что последние сутки стали рекордом по посещениям сайта - почти 600 заходов.

На вашу электронную почту приходит сообщение о всех изменениях на сайте за сутки.

Да, мне приходят такие письма, но события на сайте развиваются так быстро, что не хочется ждать окончания суток. Для начала, неплохо было бы расширить горизонт событий сайта с помощью кнопки со ссылкой, о которой я написал чуть выше.

Вы хотите посещение сайта сделать платным? Или участие в обсуждениях на нём?

Конечно нет.

Прошу извинения за неточность высказывания.
Имелось в виду, что оплачивается работа администратора и Вэб-мастера сайта. Эти ребята работают в компьютерных фирмах, им платят зарплату за отработанные часы на компьютере.
Можно попробовать принцип, который применяется за границей. Возможно, это окажется эффективным для результата.

Мне казалось, что вопрос о регистрации на сайте закрыт. Согласились, что надо учиться работе с компьютером и с сайтами. Это необходимое условие.
Тем более, что действительно на сайт стали попадать "роботы" и даже успели завести блог, который удалось быстро удалить.

Ну что ж...оригинально...мне понравилось...всё оч классно...решил попробовать как будет воспринимать молодое поколение и показал своей сестрёнке...ей почти 10 лет...Практически сразу поняла про какую сказку идёт речь...в общем, смотрела с интересом..Но вот только не успевала все прочитать...т.к всё быстро происходило, да и подписи на англ языке...

Я думаю в этом есть изюминка, т.к уже в школах довольно широко используются презентации для проведения уроков... а ещё и в таком мультипликационном виде ребятишки будут воспринимать "на ура!"=)

Способ оригинальный. интересный и я считаю очень правильный!!! Надо пробуждать в молодом поколении интерес, стремление к знаниям! не преподносить на тарелке, а нужно добиться чтобы каждый нашел то, что его интересует! Ведь именно ЗНАНИЕ будет тогда, когда САМ искал и САМ пришел к цели! Главное, чтобы старшие товарищи, преподаватели помогали,направляли по пути, не оставляли без внимания!

Согласен, что этот ролик довольно циничный!

Стиль подачи для "завлекаловки" вполне подходит, информация всегда должна быть представлена наглядно, красочно. Мне кажется, по -возможности, надо так излагать материал, чтобы у ребят возникали вопросы и желание проверить что-либо экспериментально.

Классный ролик! Можно скачать?

Ролик обнаружил CtrlAlt. Скачать, наверное, можно. Но, как в русских сказках, сначала надо высказать своё мнение о стиле подачи информации.

Нет ничего лучше простой книги, словами можно описать практически любую картину или процесс.

К большому сожалению, так считают очень мало молодых людей, а "достучаться" и передать знания надо всем.

В продолжение. Вспоминаю моё розовое детство, когда по телевизору крутили передачу, в которой упитанный миловидный дяденька показывал новинки книжного рынка. Любил я на такие вещи поглазеть, а потом, после похода в магазин, и почитать.
Особняком в речи ведущего всегда стояло Великое и Чудесное™ издание в необъятном количестве томов - "Я познаю мир". Вот он, апофеоз научно-образовательных изысков раннего постсоветского периода.
Граждане, ну это же страх господень. Эти книги ребёнку невозможно было читать, это пытка. Допускаем, что в начале века было накладно печатать цветные иллюстрации. Как следствие, в томах 90-00-х годов можно было разглядеть монохромные старинные гравюры, но не фотографии. Эпический жанр изложения, тем не менее, таки заставлял многие детали просто додумывать. Позже издатели смекнули, что вклинивать в ЭТО фотографии бессмысленно, и решили заполнять пространство просто сопровождающими зарисовками "в тему". Вот, скажем, уцелевший в моей библиотеке от огня инквизиции том 2002 года "Психология". Уцелевший, к слову сказать, лишь из-за наличия мало-мальски интерактивного материала: догадались поместить оптические иллюзии или парочку замысловатых задачек.
Но рядом с этим на страницах гнездится уродливая размазня иллюстратора, видимо, призванная дать пинка воображению читателя в осмыслении написанных историй. "Детские" картинки - оно же для детей хорошо, да?
Да нельзя, преступно это - относиться к иллюстрации как к роскоши или дополнению. Рисуете в книге, как дети рисуют мелом, чувствуете приближение к уровню читателя - одумайтесь. Воспитаете таким примером деградатов, которые так и не смогут развить нормальное пространственное воображение. Взгляните на книги "Росмэн" того же временного периода. Текста может не быть вообще. Мысли, что греха таить, тоже. Но к иллюстративному материалу подход очень основательный: всё вам покажут в разрезе, проведут стрелки, составные части выделят. Просто потому, что восприятие разное - у нас не считается зазорным давать материал вообще одним лишь текстом. Адресат сообщения сам всё вычислит, представит, поймёт и разберётся - заодно и мозг не атрофируется, скажут некоторые. Так вот это - чистой воды самообман плюс безответственность. Не сможет человек, некомпетентный в данной области, представить какой-либо её объект, да и не станет. Возможность изучения обеспечивается прежде всего наглядностью.
Поэтому иллюстративный материал играет гораздо более важную роль в передаче навыков и знаний, чем любой другой.

З. Ы. Кстати, вышеописанных иллюстраторов до поры до времени приютили в куда более серьёзном издательском доме "Аванта+". Кому будет интересно, могу представить пару образцов психоделического импрессионизма в книге по информатике, например. Правда, потом оригинал-макеты таки благополучно исчезли в недрах шредера и на смену им явилась сопряжённая с темами глав толковая инфографика, за что главредактору низкий поклон.

З. З. Ы. По поводу видео. Представьте, что так оформлена не Красная Шапочка, а учебник КСЕ. Какие возникают ощущения?

Полностью поддерживаю.
Нельзя отрицать факт, что дети практически перестали читать книги по своей инициативе. Любители книг , конечно, есть, но сейчас это становится большой редкостью. Заставлять стало бессмысленно, потому что появился Интернет. А там информация представлена в совершенно в другом виде.
От нескольких знакомых слышала, что маленькие дети грудного возраста обожают рекламу: вроде бы ничего не понимая, но смотрят на экран не отрываясь.
Возможно и здесь устами младенца глаголет истина - привлекает яркое, краткое, выделяющееся на общем фоне.

Мы с CtrlAlt уже успели пообщаться на эту тему. Мне идея нравится.
Предложение сочетания увлекательности рассказа с информативностью не новое.
Такую мысль изложил известный фантаст Иван Ефремов в своей повести "Лезвие бритвы". Советую прочесть. Конечно, сам сюжет достаточно наивен, но попытка интересна сама по себе. Найдете много полезной информации из истории и даже физики, встроенной в сюжет фантастического детектива.
Предлагаемый сюжет есть воплощение аналогичной идеи, но в форме ролика. Уважаемый CtrlAlt считает, что это скорее шутка, но саму идею можно перенести и на образовательный процесс: игрушка + учебник или практикум. Мне кажется такой стиль подачи информации интересным.

Как только такие штуки воплощать в жизнь?

Увлекательность - штука субъективная.

Практикум должен быть в первую очередь практикумом, а всем остальным в меньшей степени. Иначе сам смысл теряется. Вот например есть игра Civilization I-IV. Она вообще в Европе для школьников рекомендуется.

Так какая связь между роликом и предложением?

Увлекательность вещь не столь уж субъективная. Не обязательно это должен быть практикум. Это скорее шаг к игровым познавательным программам. Чуть позже выложу конкретное предложение в виде небольшого сценария.

Поясни, пожалуйста, cвязь между роликом и сопроводительным текстом.
Причем тут стиль подачи информации. Тем более научной.

Хотя ролик надо признать достаточно оригинальным.

Ролик представляет сюжет сказки "Красная шапочка", а попутно даёт познавательный материал, совмещает завлекательное с полезным знанием.
Это необычно, "прикольно" и поэтому может заинтересовать.
Ролик немецкий, на мой взгляд, слишком циничный.
Но если подать содержание интеллигентнее и душевнее, как в советских мультиках, то возможен прорыв в обучении.
Талантливые ребята могут сами придумывать сюжеты. В конце пройденного раздела систематизируют понятия, формулы, законы. Это можно обыграть в рассказе или сказке.
Если это сделать в виде ролика, то есть надежда, что запомнится надолго.
Главное, чтобы получилось красочно и динамично.
Многие школьные знания быстро выветриваются,но -
Каждый охотник желает знать..... помнят все.

А яркие картинки действуют на подсознание ещё сильнее и даже независимо от нашего желания.

Эм... а точно этот ролик надо воспринимать как обучающий? Я, честно говоря, сомневаюсь. Скорее, в нем показано, как много всего вокруг нас, к чему мы так привыкли, что уже и не замечаем, а меж тем все это достаточно сложные вещи. Как-то так.

Спасибо за особое мнение, это заставляет по-новому посмотреть на ситуацию.
Да, данный ролик, возможно, и не обучающий, но он подсказывает, как можно вложить познавательную информацию.

Много раз с иронией обыгранная сценка:
Ребёнок не хочет есть полезную кашу. Родители, бабушка, дедушка и поют, и танцуют, и спектакли разыгрывают, лишь бы увлечь дитя и незаметно для него скормить-таки продукт.
А иначе он будет есть только конфеты и чипсы.

В современном преподавании основная проблема - обучаемые не усваивают знания.
Сначала это почувствовали преподаватели университетов: с каждым годом абитуриенты становились всё более слабо подготовленными.
Позже оказалось, что студенты перестают воспринимать материал, который преподают в высших учебных заведениях.
Часть учителей и преподавателей дают знания уже много лет, в прошлые годы получалось научить, но в настоящее время прежние методы обучения перестали действовать.
Отсюда логический вывод - надо гибко ИЗМЕНЯТЬ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Объём доступной информации увеличился многократно, а качество усвоения резко уменьшилось.
Поэтому тема для обсуждения "СТИЛЬ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ" очень актуальна.

 

Sol

Но, в последнее время мой опыт стал склонять меня в пользу гипотезы, что воспитание (даже раннее) играет лишь вспомогательную роль, а главное даётся человеку от рождения.

Генетика конечно важнее всего. Ребенок не чистый лист бумаги. Но я не слышала о скрипаче начавшем в 20 лет.

Полина спрашивает – как изменить сложившееся положение? Путём поиска (с раннего детства) тех, для кого научное или техническое творчество является призванием и создания благоприятных условий для их развития.

Как в спорте. С достоинствами и недостатками такого метода.

Полина

Спорно. Свое надо "выстрадать" самостоятельно в преодолении трудностей.

Вернусь к образу  скрипача. Как стать Паганини, если с детства не  гоняли? «Самостоятельно» , вопреки всему вырвался Ломоносов. Но он же показатель что нужна система подготовки талантов.

 
Представьте юного Эйнштейна в роли изучаемого вундеркинда под руководством опытных взрослых, мировоззрение которых он позже разрушил. Да и вряд ли в Эйнштейне до 26 лет кто-либо смог бы рассмотреть будущего гения.

Должен ли новый «Эйнштейн» освоить  достижения предшественника? Если да то начинать надо раньше. Как можно раньше. Ключевое слово «можно». Опасности преодолимы когда предвидимы.

В современном преподавании основная проблема - обучаемые не усваивают знания.
Сначала это почувствовали преподаватели университетов: с каждым годом абитуриенты становились всё более слабо подготовленными.
Позже оказалось, что студенты перестают воспринимать материал, который преподают в высших учебных заведениях

Часть учителей и преподавателей дают знания уже много лет, в прошлые годы получалось научить, но в настоящее время прежние методы обучения перестали действовать.
Отсюда логический вывод - надо гибко ИЗМЕНЯТЬ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Про перегрузку школьников материалов море. Про то что не усваивают- меньше, но тоже есть.
Причем проблема общемировая. Про студентов не нашла. Надо говорить тогда дело сдвинется.

Проблема понятна, но не понятно как решать. Сколько существует поурочная система Яна Коменского - столько ее ругают. Но заменить не могут.

Информации столько, что уже появилась защитная реакция: рекламные буклеты выбрасываем, не читая; навязываемую информацию не воспринимаем.
Фраза "Спасибо за внимание", когда-то воспринимаемая как дань вежливости, сейчас становится искренней.

На сайте появилась возможность представлять материал в виде презентации. Зайдите на материал Обновление сайта, а там по ссылке можно посмотреть различные презентации.
Можно подобрать фотографии в логической последовательности, наложить соответствующую музыку, и всё понятно без слов.