Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Солнечное затмение 20 марта 2015 года

 

 

Этот материал - эксперимент на сайте Лаборатория космических исследований. Информация выбрана из различных источников в интернете.

Поразительным оказалось, сколько ошибок и абсурдных сведений выставляется, как достоверная информация. Похоже, что информация становится полезным ископаемым со значительным количеством бесполезной и даже вредоносной "руды".

Правильные иллюстрации солнечного затмения добавлены после замечания в комментарии.

Полное cолнечное затмение 20 марта 2015 года можно будет наблюдать на севере Атлантического океана и в Арктике. Частные фазы затмения будут видны в западной части России. Наилучшим местом наблюдений с территории России, после Земли Франца-Иосифа, является город Мурманск.

Но частичное затмение можно увидеть 20 марта 2015 года и в других местах России, например, схематично так:

Полное солнечное затмение, которое заблокирует до 90 процентов солнечного света, станет самым крупным за последние 16 лет.

В Москве затмение начнется 20 марта 2015 года в 12 часов 12 минут по московскому. Максимальная фаза составит 0,65, а продолжительность затмения 2 часа 14 минут. Это значит, что бо́льшая часть Солнца скроется за Луной.

Официальная информация, представленная журналистами на одном из центральных каналов телевидения:

Солнечное затмение 20 марта 2015 года произойдет в день весеннего равноденствия, когда Солнце и Луна пересекутся на небесном экваторе в созвездии Рыб. Тем самым затмение символически отметит приход астрономической весны. Затмение 20 марта будет полным, но полоса полной фазы пройдет вдали от больших городов.

Период с 16 марта по 8 апреля будет очень напряженным – это время влияния нулевых солнечных дней.

Во время затмения выходит огромное количество энергии, но то, как она будет использована, зависит от конкретного человека и личных усилий.

Во время солнечного затмения повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, так как Солнце управляет сердцем. Исследования учёных-медиков показали, что человеческий организм начинает реагировать на солнечное затмение сразу, как только солнечный диск закрывается Луной: через час после начала затмения у гипертоников поднимается артериальное давление, сужаются сосуды, а сердце увеличивает мощность выброса крови, кровь неравномерно поступает в разные полушария головного мозга. Хотя ученые ожидали, что все эти явления должны происходить только через два дня после затмения, когда космические лучи Солнца достигнут Земли.

Во время солнечного затмения возможны головные боли, скачки давления, обострения хронических заболеваний. Особенно плохо себя чувствуют в день затмения люди с сердечно-сосудистыми патологиями, гипертоники и те, кто в это время лечится.

Какими я вижу предварительные результаты эксперимента по выставлению подобной информации на сайте ЛКИ?

Конечно, что и говорить –  выставленный материал содержит фактические неточности, ошибки. Однако, извините за напоминание, но на ошибки нужно конкретно указывать, ошибочность (с точки зрения критикующего) каких-либо положений нужно доказывать. Если, конечно, критикующий соотносит свой тип мышления с научным.

В чём неверность и «кривизна» первой картинки? Объяснить это гораздо полезнее неискушённым читателям, чем просто авторитетно сказать об этом и попросить модератора административным решением перечеркнуть картинку. Но, возможно, читатели остались в недоумении и в следующий раз опять не поймут – где подвох? И будут ждать очередной авторитетной оценки и последующего административного действия. А нужно учить читателей самих видеть ошибки и неточности в любой информации.  

О полуправде... Уважаемая Рахиль Менашевна! Пока мы не владеем Абсолютной Истиной, мы живём в полуправде. Пожалуй, это даже сильно сказано – мы живём в «четверть-правде» или вообще в нескольких процентах правды. И дело даже не в злом умысле отдельных людей, некоторые из которых почему-то хотят заработать. Сама Природа отнюдь не показывает нам всей правды. Это следует хотя бы из того, что наши органы ощущений ограничены. Посмотрим на ночное небо и мы увидим там всего 4% светящейся правды (да и то – не всю). Остальное – всё «тёмное», во-многом, остающееся таковым и сейчас. В философии есть понятие видимости, кажимости, внешней формы и противополагаемой им сокрытой сущности. Смысл в том, что, глядя на любой предмет, мы не видим его сущности, а только видимость, которую можем определённым образом интерпретировать и строить более или менее правдоподобные теории/гипотезы о той сущности, которая вызывает наблюдаемую нами форму. Наша задача – учиться от нескольких процентов правды переходить к десяткам процентов и более. И учить этому других (например, через сайт).

Однако, конечно, наибольшую критику вызвала фраза о том, что «во время солнечного затмения повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, так как Солнце управляет сердцем». Но, увы - критику эмоциональную. Абсурд, бурда, «сказка»... – навешивание таких ярлыков-эпитетов не есть доказательство. Приведите, пожалуйста, доказательства верности вашей позиции и неверности позиции оппонента. А читатели посмотрят, поучатся, а, может быть, и приведут свои аргументы и контраргументы.

Интересный момент – в отношении копипастинга подобных текстов применён термин «плагиат». Но ведь, плагиат – это присвоение плодов (авторства) чужого творчества. Значит, творчество, всё-же есть...

Недавно я посетил мероприятие в рамках «Недели философской книги». И там, среди прочего, я уловил возможный ответ философа В.В.Розанова на вопросы, поднятые в данной теме (о надёжности и ненадёжности информации в современных СМИ). Розанов жил в конце 19 - начале 20 века, но его слова очень актуальны и сейчас. Какие это слова, как они относятся к теме данного обсуждения и ещё кое-что интересное - читайте в материале, который я написал после посещения мероприятия.

Спасибо за информацию о «Неделе философской книги». Жаль, что не знали, поддержали бы Наталью Григорьевну Баранец и Андрея Борисовича Верёвкина. Была мысль даже выставить этот материал на данном сайте. Но это опять перепечатка (!). Нет смысла дублировать информацию.

Меня привлекло мнение журналиста, редактора достаточно популярного в Ульяновске новостного портала:

Несмотря на постоянно возрастающий массив различной информации, возникает ощущение, что производство новых знаний полностью остановилось. Место знания твердо заняли факты и их интерпретации.

Солнечное затмение - факт, а к нему различные интерпретации. Мысли философа Розанова, записанные около ста лет назад, и их современное восприятие...

Полина пишет:
...журналиста, редактора достаточно популярного в Ульяновске новостного портала

А можно назвать этого журналиста и этот портал?

Цитата:
Несмотря на постоянно возрастающий массив различной информации, возникает ощущение, что производство новых знаний полностью остановилось. Место знания твердо заняли факты и их интерпретации.

А научное познание - это, собственно, и есть факты и их интерпретации (гипотезы и теории). Поэтому, второе предложение цитаты несколько непонятно. Вопрос не в том, что остались только факты и их интерпретации, а в том - насколько новы эти факты и, особенно - интерпретации? А также - каков уровень глубины/общности интерпретаций? Ну и, конечно - насколько они близки к Истине? Впрочем, возможно, он это и хотел сказать. Но это уже - моя интерпретация слов другого человека, отличная, по всей видимости, от интерпретации Полины. :)

Уважаемый Sol,  вот ссылка, которую Вы попросили.

Прочитал статью. Для её правильной интерпретации мне показалась важной следующая цитата:

«Уже достаточно продолжительное время мы стараемся следить за местной научной жизнью с целью выявления каких-либо интересных знаний о регионе. Увы, таковые практически не находятся. Если раньше научные работы по большей части представляли собой результаты систематизации и познания, то ныне подавляющая их часть - это просто рефераты, то есть наборы собранных фактов, лишенные знания как такового (с учетом этого понятие «автореферат диссертации» – это уже что-то совсем бодрийяровское).

Типовая монография или диссертация (особенно в гуманитарной сфере) ныне представляет собой простое изложение набора фактов, причем лишенное даже интерпретации, так как без реального знания интерпретации ставят под вопрос критерий хотя бы минимальной научности. В результате получается аналог хранилища данных, причем (чаще всего) в бумажном виде. Не самый лучший способ хранения информации.

Понятно, что раз такая ситуация сложилась в науке, то и в других сферах дела обстоят не лучше. Так и есть - знания о реальности не прибавляется, зато количество фактов постоянно растет, равно как и количество их интерпретаторов...»

Речь в статье идёт не о том, что факты и интерпретации - это зло, а в том, что нет новых, более глубоких, обладающих объяснительной и предсказательной силой и приближающих нас к Истине интерпретаций (теорий, идей) растущего массива фактов. Автор пишет, в основном, о гуманитарных науках, но лучше ли ситуация в физике? А для того, чтобы «повысить вероятность рождения новых физических идей» нужно всё то, о чём я написал в соответствующей теме.

Sol отметил в комментарии:

на ошибки нужно конкретно указывать, ошибочность (с точки зрения критикующего) каких-либо положений нужно доказывать

С моей точки зрения, новое поколение школьников и студентов перестали воспринимать информацию, осмысливая. Длительные или даже короткие, логические объяснения не воспринимаются.

Нужна информация - набрал в поисковой системе - скопировал. ВСЁ.

Меня поразило, что официальные источники информации РИА Новости, Россия 24 допускают ошибки. Информация копировалась только с первой страницы, выданной поисковой системой, то есть популярные источники.

Объяснение всех ошибок заняло бы слишком много времени, которое мало бы кто стал читать. Задача подразумевалась - только привлечь внимание, что интернет может представлять неверную информацию.

Полина пишет:
С моей точки зрения, новое поколение школьников и студентов перестали воспринимать информацию, осмысливая. Длительные или даже короткие, логические объяснения не воспринимаются.

Нужна информация - набрал в поисковой системе - скопировал. ВСЁ.

...

Объяснение всех ошибок заняло бы слишком много времени, которое мало бы кто стал читать.

Хотелось бы надеяться, что такие школьники не читают сайт ЛКИ и не составляют его целевую аудиторию.

Полина пишет:
Задача подразумевалась - только привлечь внимание, что интернет может представлять неверную информацию.

Фраза о том, что нужно «привлечь внимание к некой информации» проходит красной нитью через Ваши, уважаемая Полина, посты. Могу подкинуть «маркетинговую» идею: пусть 3 сотрудника ЛКИ переоденутся в ростовые костюмы, изображающие Солнце, Луну и Землю и походят в них несколько часов по улице Гончарова, изображая затмения и равноденствия. Думаю, тем самым, внимание многих будет привлечено к информации об этих природных явлениях. Появятся десятки постов и перепостов в социальных сетях и сотни лайков. Но вопрос в том - чьё это будет внимание? Думаю, что - различных любителей приколов и всякой «движухи». Это ли - целевая аудитория сайта ЛКИ? И, вообще, какова она - целевая аудитория сайта? Мне лично симпатичны те школьники, которые тянутся не просто к информации, а к живой и свободной мысли во всеми её непростыми путями, тупиками и неожиданными боковыми ходами в тупиках, с её парадоксальностью, новизной и несоответствием стереотипам обыденности. Но, модераторы сайта, конечно, вправе определять свою целевую аудиторию. А право участников сайта - определить, в соответствии с этим, своё отношение к сайту. Вот я и определил, когда подвернулся подходящий случай, поскольку увидел ещё в 2013 году, что политика модерирования на сайте сместилась в такую сторону, которая вывела меня из состава целевой аудитории сайта. И из числа тех, кто может быть интересен для целевой аудитории сайта. Доказательство последнего - отсутствие комментариев со стороны молодых участников сайта на мои писания февраля-марта текущего года. 

отсутствие комментариев со стороны молодых участников сайта

Уважаемый Sol, Вы высказали другими словами процитированную фразу «привлечь внимание к некой информации». На комментарии молодых людей мы уже почти не рассчитываем. (Я честно выполнила Ваше пожелание - не обращаться ни к кому с просьбой написать комментарий). Поэтому слова, претендующие на минимум, привлечь внимание, как Вы заметили, проходящие "красной нитью" через мои посты, это признание реальности.

Так сложилось, что я часто присутствую в молодёжных аудиториях Ульяновска, Самары. Студенты и даже аспиранты в основном пассивны в любых проявлениях. У них совершенно другое восприятие мира. Очень многие закрыты невидимыми сразу наушниками и сознательно отстраняются от внешнего воздействия.

Будем считать, что Вы работаете с лучшими школьниками Ульяновска, но и они не пишут комментарии на своём сайте. Я специально посмотрела последние материалы на сайте Соляриса, отзывов практически нет. Если и есть комментарии, то они Ваши, дополняющие текст статьи.

Добились свободы слова, но, как выясняется, молодые люди не стремятся воспользоваться этим правом. Они общаются в социальных сетях фотографиями, короткими фразами и междометиями. 

И Вы правильно заметили на сайте Соляриса, что исследованиями, связанными с наукой и техникой, занимается самая малочисленная группа.

Полина пишет:
Студенты и даже аспиранты в основном пассивны в любых проявлениях. У них совершенно другое восприятие мира. Очень многие закрыты невидимыми сразу наушниками и сознательно отстраняются от внешнего воздействия.

Значит то, что идёт из наушников, полнее удовлетворяет их различные потребности, чем то, что идёт извне. А эти потребности нужно изучать и знать, чтобы не удивляться потом наушникам в ушах на лекции о Космосе.

Вообще, Мир нужно изучать - всё глубже и глубже - и в процессе этого познания всё становится ясно, а сам познающий становится более спокойным и действующим более осмысленно, эффективно, не тратя много энергии и не разочаровываясь от неудач в решении заведомо нерешаемой проблемы. Вот в этом глубинный, так сказать человеческий аспект Познания, а не в том, чтобы решить конкретную задачку, получить научную степень, сделать научную карьеру и т.п.

Полина пишет:
Будем считать, что Вы работаете с лучшими школьниками Ульяновска, но и они не пишут комментарии на своём сайте. Я специально посмотрела последние материалы на сайте Соляриса, отзывов практически нет. Если и есть комментарии, то они Ваши, дополняющие текст статьи.

Во-первых, в последние несколько месяцев, мы в Солярисе (включая меня) стали «стрелами», летящими в направлении продвижения наших очередных больших проектов, а посему почти не дискутируем, завязли в «материи» - в лобзиках, болгарках и паяльниках... Мои столь длинные тексты на сайте ЛКИ - это некое исключение.

Во-вторых, я посмотрел статистику по юным пользователям сайта Соляриса с момента его создания (июнь 2011 года). Конечно, в основном у ребят - десятки собственных материалов за это время (в это число входят комментарии, посты на форуме, статьи, фотографии, видеоматериалы и прочий созданный пользователем на сайте контент). Но есть те, у кого около 200 (!) и около 800 (!!) таких материалов за прошедшие почти 4 года. Я думаю, Вы догадываетесь - кто это... И это - школьники, которые в 2011 году учились в 5-м классе. От студентов и аспирантов можно было бы ожидать бОльшего (в среднем). Но, видимо, им просто не интересна подобная деятельность. Это следует принять как факт и далее исследовать его причины.

Полина пишет:
Добились свободы слова, но, как выясняется, молодые люди не стремятся воспользоваться этим правом. Они общаются в социальных сетях фотографиями, короткими фразами и междометиями.

Да нет, же, они как раз и пользуются свободой слова в указанных Вами соцсетях и т.п. но со своими целями, мотивами и способами. А междометья - это и есть то, что им более органично в общении. За что же их ругать, если у них такая природа и они даже не пытаются из неё вырваться? И не нужно их тянуть никуда за уши! Не будет потом разочарований от того, что ученик почему-то не становится тем, что мы ему назначили в качестве Идеала. Никого ничему научить нельзя и никого воспитать нельзя, а можно лишь помочь самообучиться и самовоспитаться, создать условия для этого (ну, или наоборот, создать условия, препятствующие этому). Также, как и никого вылечить нельзя, а можно только помочь организму самоисцелиться (ну, за исключением экстренных случаев, требующих реанимации или хирургического вмешательства). Аналогия между педагогикой и медициной не случайна и глубока. Познание - это исцеление человека от мрака незнания. Поэтому, дополню Вадима Владимировича, образование - это не просто изменение мышление, это - его лечение. Правда, не все считают себя больными. Но, с другой стороны, и врачи должны быть здоровыми («врачу - исцелися сам»).

Страшно еще и то, что сейчас кто-то один напишет какую-то бурду, а еще сотня человек этот материал расплагиатят, полагая, что они делятся умными сведениями, хотя на самом деле, возможно, их даже не читают. Сейчас такое сплошь и рядом на других сайтах, особенно на лженаучных. Я очень удивилась и даже опечалилась, просматривая данную сборку абсурда. Не знаю с каких сайтов это взято, но каким же "сказочником" надо быть, чтоб такое написать?! А ведь кто-то верит. 

Полуправда еще опаснее, чем ложь. Наряду со здравыми сообщениями о видимости затмения в разных пунктах читателям и слушателям навязываются абсолютно бредовые идеи о влиянии солнечных затмений и равноденствий на здоровье, самочувствие и даже на процессы мирового масштаба. Спорить с ними нет смысла и неинтересно. Если бы это были просто малограмотные люди, им можно было бы объяснить, что, когда ладошка или Луна закрывают Солнце, «колоссальной энергии» неоткуда взяться. Трудно предположить, что авторы идей о «нулевых солнечных днях», болезнях и расстройствах бескорыстны. Мнительные и наивные люди им могут поверить, что подымет их престиж и зароботки. Но в чьих это интересах возвращать уровень нашего сознания на столетия назад?

Абсоютно согласен с Вами, Рахиль Менашевна! Невежество, которое, как казалось еще лет  двадцать назад, никогда не вернется, сейчас уже проникает в центральные СМИ. В школе астрономию не преподают, а дети в школе перестают читать книги и даже информационный материал в Интернете.  В общем, нынешнюю ситуацию можно назвать интеллектуальной катастрофой.

Единственно, я бы посоветовал автору материала убрать с лицевой страницы картинку, неверно объясняющую  явление затмения. Надо поместить правильную и объяснить - в чем ошибаются те, кто пытается как-то криво объяснять такие явления. Иначе у многих неверная картинка со временем отложится, как правильная. Надо бы и пояснить, что никакой мистики в затмениях и равноденствии нет.