Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Крылья Победы. Самолет Ил-2.

 

Картинка 18 из 8143

Открываю новый цикл материалов в этом проекте. Здесь будут публиковатся материалы о самолетах, на которых наши летчики одержали безоговорочную победу над фашистской нечистью. (на фото: Ил-2 тип 3 в небе над Берлином)

Начну с самолета Ил-2. Самого массового- всего было построено 36163(!!!) самолетов Ил-2 всех модификаций. Беспрецедентный случай в истории авиации. Но не массовость его заставила меня написать о нем первым. Ил-2- это машина, которая была создана для эксплуатации в самых жестких условиях, в холод и в жару, весной и осенью, когда аэродромы превращались в раскисшее месиво, наши пилоты совершали боевые вылеты (зачастую более 10 вылетов за день), громя немецко-фашистких оккупантов, вторгшихся на нашу землю. Самы немцы называли его "Шварц тодт"- "Черная смерть". Ил-2 был способен бомбить окопы, ни одна армия мира на тот момент не располагала самолетами подобного класса. Были попытки создания, но они не увенчались успехом, так как необходимо было сделать самолет достаточно скоростным и бронированным- если самолет должен бытиь скоростной- его необходимо облегчиь, но при этом снизится живучесть, а если навесить на самолет бронелисты- увеличится масса, увеличитя масса- упадет скорость. Замкнутый круг.

Картинка 248 из 7274

Производство самолетов Ил-2

Сергею Владимировичу Илюшину удалось то, что не могли решить конструкторские коллективы всех остальных развитых стран- обьединить в одном самолете большую огневую мощь, скорость и самое главное потрясающую живучесть машины. Были случаи (и не единственные), когда Илы возвращались на свой аэродром фактически без хвостового оперения, с раздырявленными в друшлаг крыльями и фюзеляжем, с перебитыми тросами управления...

 Броня на Ил-2 не навешивалась на самолет, а играла роль обшивки, специально для этого разрабатывались новые технологии, благодаря которым можно было формовать листы прочной броневой стали. Правда "Ахилесовой пятой" у самолета оставался маслорадиатор и уязвимость задней полусферы для атак истребителей (на последующих сериях самолета с этой проблемой справились, о чем речь пойдет ниже).

 

Картинка 95 из 7274

На схеме Ил-2 тип 3

 

Существовали следующие модификации:

  • ЦКБ-55 (БШ-2) - двухместный прототип. Отличался двигателем АМ-35. Разработан в 1938 году. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 2 октября 1939 года.
  • ЦКБ-55П - прототип серийного самолёта (одноместного). Отличался кконструкцией фонаря кабины и бронекорпуса. Переоборудован в 1940 году из ЦКБ-55 №2. Первый полёт 29 декабря 1940 года.
  • ЦКБ-57 - прототип одноместного штурмовика с двигателем АМ-38. Переоборудован в 1940 году из ЦКБ-55 №1. Первый полёт 12 декабря 1940 года.
  • Ил-1 - истребитель (опытный). Отличался одноместной кабиной, двигателем АМ-42 с винтом АВ-5Л-24, цельнометаллическим крылом. Изготовлен весной 1943 года.
  • Ил-2 одноместный - первый серийный вариант. Выпускался с марта 1941 по февраль 1943 года.
  • Ил-2 двухместный. Отличался наличием кабины стрелка за пределами бронекорпуса с пулемётом УБТ, форсированным двигателем АМ-38Ф. Выпускался с октября 1942 по май 1945 года на заводах №№ 1, 18, 30.
  • Ил-2 - опытный на гусеничном шасси конструкции Чечубалина. Изготовлен в августе 1942 года.
  • Ил-2 - опытный с огнемётом АОГ конструкции ГСКБ-47. Изготовлен в августе 1942 года.
  • Ил-2 - опытный с 2 дополнительными пушками ШФК-37 под крылом. Разработан в 1941 году. В сентябре 1942 года на заводе №18 изготовлено 9 самолётов (одноместных).
  • Ил-2 - опытный с 2 крыльевыми пушками НС-45. Изготовлен в сентябре 1943 года.
  • Ил-2 - опытный с турелью МВ-3. Изготовлен в мае 1943 года на заводе №18.
  • Ил-2 - опытный с турелью УБШ. Изготовлен в марте 1944 года на заводе №30.
  • Ил-2 - опытный с четырёхлопастным винтом. Изготовлен в сентябре 1944 года.
  • Ил-2 - противотанковый. Отличался 37-мм пушками НС-37. Мог брать на борт 192-220 кумулятивных бомб ПТАБ-2,5-1,5. Выпускался с 1943 года на заводе №30. Изготовлено около 1200 самолётов.
  • Ил-2 М-82 (Ил-4) - опытный с двигателем воздушного охлаждения. Отличался двигателем М-82 (АШ-82) с воздушным винтом АВ-5В, двухместной кабиной экипажа. В июле 1941 года на заводе №39 переоборудован 1 самолёт. Первый полёт 8 сентября 1941 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки).
  • Ил-2 М-82ИР - опытный с двигателем М-82ИР (М-82 112И). Первый полёт 20 февраля 1942 года (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков). Предполагалось серийное производство на заводе №381, но к этому времени было налажено производство двигателей АМ-38, а М-82 потребовались для выпуска истребителей Ла-5.
  • Ил-2 М-250 - штурмовик с двигателем М-250 конструкции КБ-2 МАИ (проект). Разработан в 1943 году.
  • Ил-2бис - опытный с полностью бронированной кабиной стрелка. Изготовлен в сентябре 1942 года на заводе №1. Первый полёт 6 октября 1942 года (лётчик-испытатель А.К.Долгов).
  • Ил-2И - истребитель бомбардировщиков (опытный). Отличался двигателем АМ-38Ф, одноместной кабиной, облегченной конструкцией. Вооружение состояло из 2 пушек ВЯ и 2 бомб ФАБ-250 на внешней подвеске. Изготовлен в августе 1943 года.
  • Ил-2КР - корректировщик-разведчик. Отличался радиостанцией РСБ-3бис и фотокамерой АФА-И. Первый полёт 27 марта 1943 года. Выпускался с апреля 1943 года на заводе №30.
  • Ил-2У (УИл-2) - учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением. С апреля 1943 по июнь 1946 года изготовлено 1211 самолётов.

Итак, попытаюсь дать информацию об основных модификациях этого самолета, от винта!

 

 Картинка 33 из 230
Ил-2 1941 года (первой серии) - одноместный
Масса:
Пустого - 3990 кг. Взлетная - 5310 кг.
Длина-11,6 м. Размах крыла - 14,6 м. Площадь крыла - 38,5 кв. м
Двигатель: АМ-38. Мощность:
Номинальная -1500 л.с;
Взлетная -1665 л.с.
Скорость: У земли - 433 км/ч.; На высоте 2460 м - 450 км/ч.
Время набора 5000 м - 9,2 мин. Потолок практический - 7800 м. Дальность полета - 800 км.
Вооружение:
2x7,62 мм (ШКАС); 2x20 мм (ШВАК); 16хРС82;
Бомбы разного калибра весом до 600 кг.
Идея создания самолёта поля боя - самолёта-штурмовика для поражения живой силы и военной техники противника на поле боя возникла ещё в начале 20-х годов. Работу над созданием технических требований для такого самолёта в 1932 году поручили первой секции Научно-технического комитета управления ВВС, которую возглавлял Сергей Владимирович Илюшин ("Ил"). Именно с этого времени деятельность Илюшина стала связана с историей создания и совершенствования бронированных штурмовиков "Ил".
В мае 1938 года КБ Ильюшина приступило к созданию принципиально нового самолёта-штурмовика, сочетающего в себе броневую защиту и сильное вооружение. И уже в 1939 году были построены два экземпляра опытного самолёта-штурмовика под обозначением ЦКБ-55, ставшего прототипом знаменитого Ил-2. Главной особенностью ЦКБ-55 стал обтекаемый бронекорпус, который был полностью включён в фюзеляж самолёта. Бронекорпус обеспечивал защиту двигателя, бензо- и маслосистемы, а также экипажа самолёта, состоявшего из двух человек (пилота и воздушного стрелка), от огня из наземных видов оружия и авиации противника. После проведённых испытаний было принято решение о доработке самолёта и сокращении экипажа до одного человека. Благодаря сокращению численности экипажа и соответствующему снижению массы машины предполагалось увеличить скорость и дальность полёта, а также усилить вооружение и броневую защиту самолёта. В соответствии с новыми требованиями в 1940 году на базе ЦКБ-55 был разработан новый самолёт-штурмовик ЦКБ-57. Модернизированный штурмовик имел вместо кабины стрелка металлический обтекатель,а на месте воздушного стрелка был размещёнбензобак. После успешно проведённых испытании было принято решение о доработке самолёта и запуске его в серийное производство. Прототипом для серии стал второй экземпляр опытного самолёта, получивший название ЦКБ-55П, в конструкцию которого внесли все ранее полученные замечания. Для улучшения обзора из кабины пилота был спроектирован и изготовлен новый бронекорпус. в котором изменили обводы капота и положение двигателя. В соответствии с новой одноместной кабиной был спроектирован новый фонарь. Бронекорпус укоротили и увеличили толщину его брони. В такой компоновке под обозначением Ил-2 самолёт был запущен в серийное производство.
В мае-июне 1941 года первые серийные Ил-2 стали поступать в части штурмовой авиации ВВС. В первые же дни воины Ил-2 показал себя высокоэффективным оружием способным успешно наносить удары по моторизованным и танковым колоннам войск противника.
 Преимущества: Уникальный в своём роде самолёт-штурмовик второй мировой воины, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками. Сильное бронирование и огневая мощь. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении.
 
Картинка 22 из 7274

 Ил-2 1941 года (второй серии) - одноместный

Масса:
Пустого - 3990 кг. Взлетная - 5310 кг.
Длина-11,6 м. Размах крыла-14,6 м. Площадь крыла - 38,5 кв. м
Двигатель: АМ-38. Мощность:
Номинальная - 1500 л.с;
Взлетная - 1665 л.с.
Скорость:
У земли-433 км/ч.;
На высоте 2460 м - 450 км/ч.
Время набора 5000 м - 9,2 мин. Потолок практический - 7800 м. Дальность полета - 800 км.
Вооружение:
2x7,62 мм (ШКАС); 2x20 мм (ШВАК); 8хРС82;
Бомбы разного калибра весом до 600 кг.
Поступившие в части штурмовой авиации ВВС самолёты Ил-2 первых серий имели в своем вооружении помимо двух 7,62-мм пулемётов и двух 20-мм пушек установки для запуска 16 реактивных снарядов калибра 82 мм. В ходе боевого применения Ил-2 выяснилось, что установленные под крылом самолёта установки для запуска 16 реактивных снарядов значительно снижают его лётно-технические характеристики, а также снижают его манёвренность. В связи с этим было принято решение о последующем серийном производстве Ил-2 с установками для запуска 8 реактивных снарядов, при этом оставляя конструкцию самолёта без изменений. В ряде случаев на самолётах ранних серий такую модернизацию производили в полевых условиях силами пилотов и технического персонала авиационных частей.

На верхней поверхности крыла Ил-2 располагались механические указатели положения закрылков и выпуска шасси.

Ил-2 1941 года (третьей серии) - одноместный

Масса:

Пустого-3990 кг. Взлетная - 5310 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла - 14,6 м. Площадь крыла - 38,5 кв. м

Двигатель: АМ-38. Мощность:

Номинальная- 1500л.с;

Взлетная -1665 л.с.

Скорость:

У земли-433 км/ч.;

На высоте 2460 м - 450 км/ч.

Время набора 5000 м - 9,2 мин. Потолок практический - 7800 м. Дальность полета - 800 км.

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 2x23 мм (ВЯ); 8хРС82;

Бомбы разного калибра весом до 600 кг.

Совершенствуя огневую мощь штурмовика Ил-2, в КБ Ильюшина была создана модификация самолёта Ил-2 с новой пушкой ВЯ калибра 23 мм, которая была разработана в 1940 году конструкторами А.А. Волковым ("В") и С.Я. Ярцевым ("Я"). 23-мм пушка ВЯ была гораздо более мощным оружием, чем, устанавливаемые раньше, 20-мм Ш ВАК. Она имела большую начальную скорость снаряда - 900 м/с (у Ш ВАК - 800 м/с) и значительно большую массу снаряда - 200 г (у Ш ВАК - 96 г), однако скорострельность была ниже - 600 выс./мин (у Ш ВАК - 800 выс/мин). Новые 23-мм пушки были способны пробивать 25-мм броню с дистанции 400 метров. На самолёте 23-мм пушки ВЯ размещались на месте демонтированных пушек Ш ВАК и оснащались специальными обтекателями. После успешно проведённых испытаний эта модификация Ил-2 была запущена в серийное производство. И уже летом 1941 года Ил-2, вооружённые 23-мм пушками стали поступать в части штурмовой авиации ВВС.

 Преимущества: Высокие лётно-технические характеристики. Сильное бронирование. Усиленная огневая мощь. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении.

 

Ил-2 1941 года (полевой модификации) - двухместный

Масса:

Пустого - 4130 кг. Взлетная - 5165 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла -14,6 м. Площадь крыла - 38,5 кв. м

Двигатель: АМ-38. Мощность:

Номинальная - 1500 л.с;

Взлетная -1665 л.с.

Скорость:

У земли-420 км/ч.;

На высоте 2460 м - 440 км/ч.

Время набора 5000 м -11,5 мин. Потолок практический - 6200 м. Дальность полета - 750 км.

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 2x7,62 мм (ДА) либ 2x23 мм (ВЯ); 8хРС82;

либо 1x7,62 мм (ШКАС);

Бомбы разного калибра весом до 500 кг.

Боевым победам Ил-2 на фронте сопутствовали и очень большие потери этих самолётов из-за отсутствия стрелковой защиты машины с задней полусферы.

Вскоре после поступления серийных самолётов Ил-2 в действующие части штурмовой авиации ВВС, с фронта стали приходить известия, что противник, зная полную незащищенность самолёта с задней полусферы, практически безнаказанно научился сбивать даже такую бронированную машину.

Отсутствие воздушного стрелка сильно вредило самолёту Ил-2. На поле боя самолёты несли огромные потери от вражеских истребителей, которые с большим успехом атаковали Ил-2 с задней незащищённой полусферы, не боясь за свою безопасность. В связи с этим, в некоторых войсковых частях на Ил-2 силами инженерно-технического персонала самостоятельно устанавливали позади кабины пилота макет пулемёта, преследуя цель снизить вероятность нападения истребителей противника сзади самолёта. Но и эта мера не помогла исправить сложившуюся ситуацию. Таким образом, в действующих частях штурмовой авиации началась самостоятельная переделка Ил-2 в двухместных самолёт. Она заключалась в следующем: вне бронекорпуса в фюзеляже позади бензобака, расположенного позади пилота, монтировалась кабина воздушного стрелка, в которой на полутурельной установке устанавливался один пулемёт Ш КАС калибра 7,62 мм либо спаренная установка пулемётов ДА ("Д" -Дегтярёв "А" - авиационный) калибра 7,62 мм. Воздушный стрелок сидел на поперечной брезентовой ленте за бронеперегородкой заднего бензобака. Такая конструкция позволяла без особого снижения лётно-технических характеристик максимально обезопасить самолёт от атак истребителей с задней части полусферы. Единственным недостатком такой переделки самолёта была полная незащищённость воздушного стрелка, который находился вне бронекорпуса и не был защищен от огня с земли и истребителей.

Картинка 14 из 46

Ил-2М 1942 года (первой серии) - двухместный

Масса:

Пустого-4260 кг Взлетная - 5580 кг

Длина-11,6 м Размах крыла -14,6 м Площадь крыла - 38,5 м кв.

; Двигатель: АМ-38 Мощность:

Номинальная - 1500 л.с;

Взлетная -1665 л.с.

Скорость:

У земли - 396 км/ч.;

На высоте 2500 м - 426 км/ч

Время набора 5000 м -14,7 мин Потолок практический - 6200 м Дальность полета - 740 км

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 1х12,7мм(УБТ); 2x23 мм (ВЯ); 4хРС82 или 4хРС132;

Бомбы разного калибра весом до 600 кг.

Несмотря на самостоятельное переоборудование Ил-2 в двухместный самолёт, в частях штурмовой авиации ВВС находилось большое количество одноместных незащищённых сзади штурмовиков, которые каждодневно несли огромные потери от вражеских истребителей.

В начале 1942 года в Москве была проведена конференция фронтовых летчиков-штурмовиков, лётчиков-испытателей Ил-2 и конструкторов по обмену опытом боевого применения Ил-2 и по улучшению его конструкции. Предложения фронтовых лётчиков-штурмовиков сводились, главным образом, к крайней необходимости серийного выпуска двухместного варианта Ил-2, оснащённого дополнительных крупнокалиберным пулемётом для отражения атак истребителей сзади. По итогам проведённой конференции, КБ Ильюшина было предложено разработать двухместный вариант самолёта Ил-2 с оборонительным вооружением и внедрить его в серийное производство, не останавливая заводского выпуска. За короткий срок с минимальными переделками существующей конструкции серийных одноместных самолётов был разработан двухместный вариант Ил-2. Доработку серийных машин ИЛ-2 производили путём врезки в фюзеляж второй кабины, размещаемой вне бронекорпуса. Воздушный стрелок сидел на поперечной брезентовой ленте за бронеперегородкой заднего бензобака. Сверху воздушный стрелок был защищен откидывающимся в сторону прозрачным фонарём, а спереди 6-мм бронестенкой. Оборонительный крупнокалиберный пулемёт УБТ был установлен на полутурельной установке. Взамен коллиматорного прицела ПБП-1 Б, предназначенного для пикирующих бомбардировщиков, был установлен более простой, но достаточно точный кольцевой прицел ВВ-1. В связи с увеличением массы самолёта было усилена стойка заднего колеса. Увеличение массы машины повлекло за собой снижение скоростных показателей самолёта. Весной 1942 года состоялись успешные испытания двухместного Ил-2, после чего он был запущен в серийное производство и стал поступать на фронт во все возраставшем количестве.

Преимущества: Высокие лётно-технические характеристики. Сильное бронирование и огневая мощь. Повышенная живучесть машины. Практически полная защищённость самолёта. Простота и доступность в управлении.

Ил-2М 1942 года (поздних серий) - двухместный

Масса:

Пустого-4260 кг. Взлетная - 5580 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла -14,6 м. Площадь крыла - 38,5 м кв.

Двигатель: АМ-38. Мощность:

Номинальная - 1500 л.с;

Взлетная -1665 л.фс.

Скорость:

У земли - 396 км/ч.;

На высоте 2500 м - 426 км/ч.

Время набора 5000 м -14,7 мин. Потолок практический - 6200 м. Дальность полета - 740 км.

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 1х12,7мм(УБТ); 2x23 мм (ВЯ); 4хРС82 или4хРС132;

Бомбы разного калибра весом до 600 кг.

В связи с нехваткой высококачественного алюминия для авиастроительной промышленности и увеличением темпов серийного производства двухместных штурмовиков Ил-2 было принято решение о выпуске самолётов Ил-2 со смешанным металлодеревянным типом крыла, а не с цельнометаллическим как на ранних сериях. Крыло смешанной конструкции представляло с собой металлический каркас с фанерной обшивкой, которая изготовлялась на деревообрабатывающих заводах.

Это вынужденное изменение в конструкции Ил-2 привело к резкому снижению лётно-технических характеристик самолёта. Как показало боевое применение, на самолётах Ил-2 со смешанной конструкцией крыла во время пикирования на больших скоростях (600-700 км/ч) происходило срывание фанерной обшивки крыла самолёта, приводящее к авариям и катастрофам самолётов. При использовании фанерной обшивки самолёт становился недолговечным и при сильных повреждениях трудно поддавался ремонту.

 .

Ил-2Т 1943 года-двухместный

Масса:

Пустого - 4625 кг. Взлетная - 6160 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла- 14,6 м. Площадь крыла - 38,5 м кв.

Двигатель: АМ-38Ф. Мощность:

Номинальная - 1575 л.с;

Взлетная -1720л.с.

Скорость:

У земли-403 км/ч.;

На высоте 2500 м - 414 км/ч.

Время набора 5000 м - 20 мин. Потолок практический - 5500 м. Дальность полета - 685 км.

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 1х12,7мм(УБТ); 4хРС82или4хРС132; 1 торпеда 45-12-АН.

Успешные действия штурмовая авиация с участием Ил-2 осуществляла не только на сухопутных фронтах, но и на морских территориях в составе Черноморского и Балтийского флотов.

Ил-2Т (“Т” - торпедоносец) был сконструирован на базе серийной модификации штурмовика Ил-2М, на котором были демонтированы обе крыльевые пушки ВЯ. Демонтаж пушек был необходим для облегчения веса самолёта, на который устанавливалась торпеда 45-12-АН калибра 450 мм, длиной - 5200 мм и боевой массой - 900 кг. Торпеда крепилась прямо к фюзеляжу Ил-2 в его диаметральной плоскости с помощью двух специальных узлов, состоявших из механизма подвески, державшего торпеду, и двух упоров, для фиксирования торпеды. Первый узел находился в центре тяжести самолета (и торпеды) и крепился к нижней части бронекабины. Второй, аналогично устроенный, был закреплён на самом заднем краю бронекорпуса. Запуск системы спуска торпеды осуществлялся с помощью подрыва пиропатронов с электрозапалами, включаемых из кабины пилота от кнопки бомбодержателя.

 Преимущества: Эффективное средство для проведения противокорабельных операций. Высокие лётно-технические характеристики. Сильное бронирование. Повышенная живучесть машины. Простота, доступность в управлении.

На фото: обратите внимание на 4 звездочки по фонарем кабины (а после 5 сбитых самолетов летчик считался асом). Еще одна деталь- снятый колпак стрелка- его в полевых условиях часто снимали для увеличения обзора.

Картинка 11 из 46

Картинка 5 из 118

Ил-2И 1943 года-одноместный

Масса:

Пустого-4397 кг. Взлетная - 5383 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла-14,6 м. Площадь крыла - 38,5 м кв.

Двигатель: АМ-38Ф. Мощность:

Номинальная- 1575л.с;

Взлетная - 1720 л.с.

Скорость:

У земли-415 км/ч.;

На высоте 2500 м - 450 км/ч.

Вираж на высоте 10ОО м - 28 сек. Время набора 5000 м -15 мин. Потолок практический - 6500 м. Дальность полета - 700 км.

Вооружение:

2x23 мм (ВЯ).

 Преимущества броневой защиты и мощного вооружения штурмовика Ил-2 привели к созданию на его базе новой модификации - тяжелого истребителя для борьбы с бомбардировщиками. В 1943 году в КБ Ильюшина был разработан модифицированный вариант штурмовика - Ил-2И ("И"-"Истребитель"). За основу Ил-2И был взят стандартный серийный штурмовик с двигателем АМ-38Ф. Доработка заключалась в усилении крыла, демонтажа пулемётов ШКАС и ракетного вооружения, ликвидации места воздушного стрелка и бомбоотсеков, расположенных в центроплане. Вооружение Ил-2И составляли две пушки ВЯ калибра 23 мм с общим боезапасом в 300 снарядов. Несмотря на удачные лётные и боевые испытания, самолёт в серийное производство запущен не был, по причине недостаточной скорости, что делало этот самолёт достаточно уязвимым для вражеских истребителей. Тем неменее, в войсковых частях штурмовой авиации ВВС переделку серийных Ил-2 в модификацию самолёта-истребителя производили самостоятельно, силами инженерно-технического состава. Эти машины, главным образом, использовались для сопровождения и прикрытия штурмовиков Ил-2.

 Картинка 60 из 7274

А вам ноты и скрипичный ключ на борту ничего не напоминают? :)

 

Ил-2 1943 года (тип 3) - двухместный

Масса:

Пустого - 4625 кг. Взлетная - 6160 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла -14,6м. Площадь крыла - 38,5 м кв.

Двигатель: АМ-38Ф. Мощность:

Номинальная - 1575 л.с;

Взлетная -1720 л.с.

Скорость:

У земли-403 км/ч.;

На высоте 2500 м - 414 км/ч.

Время набора 5000 м - 20 мин. Потолок практический - 5500 м. Дальность полета - 685 км.

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 1х12,7мм(УБТ); 2x23 мм (ВЯ); 4хРС82 или4хРС132;

Бомбы разного калибра весом до 600 кг.

В КБ Ильюшина постоянно проводились работы по улучшению лётно-технических характеристик Ил-2. Для увеличения манёвренности и увеличения лётных и взлетно-посадочными характеристик на Ил-2 стали устанавливать более мощный форсированный двигатель АМ-38Ф. Новый двигатель имел взлетную мощность 1720 л.с, которая на кратковременном режиме могла быть увеличена до 1780 л.с. Такое повышение мощности было достигнуто благодаря снижению высотности двигателя АМ-38, увеличению частоты вращения и уменьшения степени сжатия. Кроме того, снижение степени сжатия двигателя позволило использовать для Ил-2 с двигателем АМ-38Ф более дешевое низко-октановое топливо. Для повышения надежности работы форсированного двигателя в условиях пыльных фронтовых аэродромов был установлен новый воздушный фильтр.

Наблюдавшаяся на двухместных самолетах неудовлетворительная продольная статическая устойчивость, стала лучше после перемещения центровки самолёта вперед, благодаря увеличению стреловидности крыла до 15 град.(так называемое крыло  со ‘стрелкой’)

С учётом предложений, поступавших от фронтовых лётчиков-штурмовиков, на Ил-2 стали устанавливать новые пулеметные турели ВУБ-3, которые позволяли вести обстрел задней полусферы под большими углами.

Благодаря росту производства высококачественного алюминия, на Ил-2 снова стали устанавливать цельнометаллическое крыло.

 

  

 

Ил-2 1943 года (тип ЗМ) - двухместный

Масса:

Пустого - 4625 кг. Взлетная - 6160 кг.

Длина-11,6 м. Размах крыла-14,6 м. Площадь крыла - 38,5 м кв.

Двигатель: АМ-38Ф. Мощность:

Номинальная -1575 л.с;

Взлетная -1720 л.с.

Скорость:

У земли-403 км/ч.;

На высоте 2500 м - 414 км/ч.

Время набора 5000 м - 20 мин. Потолок практический - 5500 м. Дальность полета - 685 км.

Вооружение:

2x7,62 мм (ШКАС); 1х12,7мм(УБТ); 2x37 мм (НС-37); 4хРС82 или4хРС-132;

 Бомбы разного калибра весом до 200 кг.

 Помимо совершенствования лётно-технических характеристик штурмовика Ил-2, в КБ Илюшина постоянно проводились работы по повышению боевых качеств машины.

Ещё в 1941 году были произведены работы по установке на штурмовик 37-мм пушки Ш-37 конструкции Б.Г. Шпитального. Но из-за ненадёжной работы и больших габаритов этих пушек пришлось отказаться от их установки.

В марте-апреле 1943 года специально для борьбы с новыми немецкими танками "Тигр" на двухместный вариант самолета Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены новые, более совершенные 37-мм пушки НС-37, разработанные под руководством А.Э. Нудельмана ("Н") и А.С. Суранова ("С"). Бронебойные снаряды таких пушек могли пробивать броневой лист толщиной до 40 мм. Новые пушки устанавливались на местах размещения базовых пушек ВЯ и закрывались компактными обтекателями, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся створок. Ленточное питание этих пушек размещалось внутри крыла и укладывалось через верхние люки. В боекомплект пушек входило 100 бронебойных и осколочных снаряда для каждой пушки.

При установке новых пушек масса самолёта значительно возросла, но прирост в весе был скомпенсирован снижением бомбовой нагрузки до 200 кг.

Двухместные штурмовики Ил-2 с пушками НС-37 были впервые применены против немецкой бронетехники и мотопехоты на Курской дуге в июле 1943 года. Пушка НС-37 зарекомендовала себя как надежное и мощное оружие, особенно эффективное при действии по скоплениям мото- и бронетехники. Вновь и вновь вспоминается фильм "В бой идут одни "старики""- там на кадрах хроники запечатлена эта машина.Кстати, такую же пушку ставили на истребитель Як-9Т (о Яках тоже напишу, только матерал соберу), была еще модификация с 45-мм пушками НС-45, но в серию она не пошла. Картинка 2 из 110

Памятник самолету Ил-2. Глядя на него хочется сказать: НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

Выкладываю для скачивания чертежи самолета и инструкцию по экспплоатации самолета Ил-2, изданную в 1942 году (уникальный материал, рекомндую). Хотел еще выложить видео, тоже уникальные кадры, да вот не знаю, как это делается :( 

 

 

 

 

Кирилл! Отличный материал и по самолетам, и по предыдущей информации о наших асах.
Спасибо!