Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Асы в небе. Иван Полбин.

 

Картинка 1 из 35

Асы бывают не только истребителями. Это высокое звание в годы войны заслужили и штурмовики и бомбардировщики, разведчики, летчики вспомогательной авиации. В этом материале речь пойдет об одном летчике-бомбардировщике, дважды Герое Советского Союза, и, что самое главное нашем земляке, уроженце Ульяновской области Иване Семеновиче Полбине.

Иван Семенович Полбин родился 11 февраля 1905 г. в Симбирской тюрьме, где его мать находилась под арестом за «бунтарские» речи на крестьянской сходке. Семья жила в селе Ртищево-Каменка Симбирской губернии. (Ныне село Полбино Ульяновской области.) Детям пришлось познать голод и нужду. Отец Полбина, крестьянин-бедняк, умер, когда Ивану было 9 лет. Сыну пришлось батрачить у кулаков с детских лет. Школу Иван окончил в селе Карлинском Майнского района. Он очень любил математику, много читал. С 1926 г. работал избачом в районном селе Майны. Здесь его избрали секретарем комсомольской ячейки, а затем и секретарем волостного комитета комсомола.

В десятую годовщину Октября Ивана Полбина приняли в ряды ленинской партии. Он активно участвовал в работе общества друзей Воздушного флота, организовал сбор денег на постройку эскадрильи самолетов «Наш ответ Чемберлену». Мечтой крестьянского паренька было стать военным летчиком, но медицинская комиссия не разрешила Полбину служить в авиации (на правой руке не сгибался мизинец). В 1927 г. его направили в Богунский полк и зачислили на годичные курсы, готовившие командиров взводов запаса. Но Полбина не покидала мысль об авиации. В свободное от службы время он читал авиационные журналы, упорно готовил себя к поступлению в летную школу.

После увольнения в запас он снова подал заявление в райком о направлении в авиацию. Но партийная организация сочла необходимым направить его руководителем курсов крестьянского актива. И коммунист Полбин, с честью выполнил это поручение партии.

И все-таки мечта Полбина сбылась. Через год, в июле 1929 г., по рекомендации райкома партии он был принят в Вольскую авиационную теоретическую школу. В декабре 1930 г. Иван Семенович был направлен в Оренбургскую школу летчиков для практического летного обучения. Здесь Полбин успешно освоил полеты на самолетах У-1 и Р-1.

Картинка 3 из 81

Самолет Р-1

С Оренбургской школой у Ивана Полбина многое связано: именно здесь был его первый самостоятельный полет и проходило становление как летчика, вырабатывались черты советского офицера, человека мужественного и отважного.

После окончания школы в ноябре 1931 г. Полбина назначили инструктором, затем он работал в Харьковской авиационной школе. В августе 1933 г. после окончания программы переучивания в Воронеже Ивана Семеновича назначили в Забайкалье командиром тяжелого бомбардировщика ТБ-3, а еще через три года — командиром отряда.

Картинка 10 из 628

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

Мастерство и новаторство Полбина проявились в войне с японскими милитаристами. В боевых операциях на реке Халхин-Гол командир эскадрильи скоростных бомбардировщиков Полбин зарекомендовал себя талантливым командиром-новатором. Здесь он пришел к выводу, что для поражения малоразмерных наземных целей нужен пикирующий бомбардировщик. В боях с японскими захватчиками эскадрилья Полбина произвела 19 боевых вылетов. Умение командира водить строи бомбардировщиков и его новые методы обороны строя (сомкнутый строй) позволяли не только с успехом отражать атаки японских истребителей, но и наносить им ощутимые потери. При сомкнутом строю бомберы защищают себя и других турельными пулеметами, не давая врагу приблизиться. Эскадрилья Полбина в этих боях не потеряла ни одного самолета. За высокое мастерство и мужество при разгроме японских империалистов майор Полбин был награжден орденом Ленина.

Картинка 8 из 35

Полбин у своего СБ-2

В ноябре 1939 г. Ивана Семеновича назначили командиром полка скоростных бомбардировщиков. Коммунист Полбин уделял большое внимание боевой готовности авиаторов, их специальной подготовке, воспитанию высоких моральных качеств. Требовательный и справедливый, смелый и принципиальный, заботливый и отзывчивый — так характеризуют своего любимого командира сослуживцы Полбина.
 

Картинка 27 из 38

Самолет СБ

С особой силой организаторские способности И. С. Полбина и высокое летное мастерство проявились в годы Великой Отечественной войны. В период напряженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к Москве Полбин производил по 6–8 боевых вылетов в сутки всем составом полка, показывая пример мужества и отваги. В ноябре 1941 г. майор Полбин получил задание разгромить скопление вражеских самолетов и танков в районе города Солнечногорска. Отважный летчик и командир при низкой облачности, в дождь во главе группы самолетов Пе-2 зашел в тыл противника и нанес неожиданный бомбовый удар по его самолетам и танкам. Задание было выполнено без потерь. Полк, которым командовал И. С. Полбин в период Великой Отечественной войны, был первым в ВВС, летавшим на самолетах Пе-2 всем составом ночью. Самолет Пе-2 конструкции В. М. Петлякова представлял собой двухмоторный, двухкилевой пикирующий бомбардировщик.

Показывая примеры умелого действия в сложных условиях боевой обстановки, Полбин лично выполнял ответственные задания по разведке и уничтожению особо важных объектов противника. 15 июля 1942 г., выполняя боевую задачу командования, подполковник Полбин вместе со своим экипажем уничтожил большой склад горючего в районе станции Морозовская и тем самым застопорил на длительное время продвижение танков и автомашин противника к линии фронта. Когда в сомкнутом боевом строю над линией фронта одна за другой проносились эскадрильи бомбардировочной дивизии, бойцы-пехотинцы с чувством гордости и уважения говорили: «В воздухе гвардейцы Полбина. Фрицам будет жарко!»

Пикирующие бомбардировщики Пе-2 (фронтовики любовно называли их «пешками») завоевали любовь и признательность наземных войск. Они всегда были готовы в трудную минуту оказать помощь товарищам по оружию. Туда, где нужно было нарушить коммуникации противника, разбомбить скопление его эшелонов или сосредоточение авиационной техники на аэродромах, оказать помощь-пехотинцам в прорыве обороны противника или отражении его контратак, — командование посылало гвардейцев Полбина, и они всегда с честью выполняли боевые задания, как бы трудны они ни были.

В начале сентября 1943 г. немецко-фашистские захватчики, отступая под натиском наших войск, спешно переправляли через Днепр технику и награбленное у советских людей народное добро. По данным воздушной разведки, мост в районе Днепропетровска принял на себя основной поток отступающих войск противника. В этом районе гитлеровцы организовали многоярусное истребительное прикрытие и сосредоточили большое количество зенитной артиллерии различных калибров.
 

Картинка 16 из 293

Знаменитая "Пешка"- Пе-2 (Кто смотрел "Хроника пикирующего бомбардировщика" ?! :)  )

Советское командование поручило дивизии полковника Полбина разрушить мосты через Днепр. На бомбежку Полбин решил лететь сам. Наступил день вылета. Несмотря на дождливую погоду, бомбардировщик, ведомый Иваном Семеновичем, поднялся в воздух. Самолет пересек линию фронта. Маскируясь низкой облачностью, он вошел в район цели и с разворота перешел в пикирование. Одна за другой бомбы полетели в цель. Когда враг опомнился, было уже поздно. Взорванная ферма моста рухнула в воду.

В октябре 1943 г. соединению Полбина была поставлена не менее сложная задача, на выполнение которой вылетел бомбардировочный полк. Ведущим группы был Полбин.

...Самолеты приближались к крупному железнодорожному узлу, где, по разведданным, находилось большое скопление эшелонов противника. Штурман командира дивизии Герой Советского Союза подполковник Ф. К. Фак доложил о подходе к цели. Но оказалось, что противник успел увести железнодорожные составы и на путях стоял всего один эшелон, да и тот, судя по паровозному дыму, готовился к отправлению.

По приказанию Полбина одна из пятерок бомбардировщиков нанесла удар по эшелону, и он сразу же окутался дымом, остальная группа взяла курс на железнодорожный узел Александрию — запасную цель.

Картинка 15 из 293

На подходе к Александрии самолеты были встречены ожесточенным огнем фашистских зениток. Разрывы снарядов встали стеной на подступах к цели, однако вся группа в четком строю выполнила разворот и вышла на боевой курс.

— В атаку! — последовала команда.

Вслед за Полбиным в пике устремились самолеты ведомых. Серия бомб точно легла на железнодорожные пути. Высоко вверх взметнулись обломки дерева и металла. Столбы черного дыма, клубясь, поднимались над целью, а сквозь них прорывались языки пламени. Летчики видели, как взлетали в воздух вагоны с боеприпасами, горели цистерны с бензином и нефтью. Боевая задача была выполнена успешно, и «петляковы» взяли курс на свой аэродром.

Спустя несколько минут Полбин и его гвардейцы провели беспримерный в истории авиации воздушный бой против 18 вражеских бомбардировщиков. В этом бою советские авиаторы не только сорвали удар бомбардировщиков противника по нашим войскам, но и нанесли им большие потери. Вот что писал об этом бое сам Иван Семенович Полбин:

«...Когда со второй станцией было покончено, я развернулся от цели в сторону своего маршрута и через несколько минут увидел на своей высоте в кильватерной колонне 18 самолетов Ю-87. Мы находились над вражеским аэродромом. Внизу подруливала к старту еще одна группа Ю-87. Я не мог упустить возможности ударить по врагу. Подал команду «Внимание! За мной, в атаку!» и резким доворотом в сторону группы противника, наращивая скорость, пошел на сближение. Электроцепь оружия и освещение прицелов включены. Молниеносно сокращается расстояние между группами. Заметив преследование, противник, теряя боевой порядок, попытался мелкими группами уйти с разворотом. Но было поздно. Я дал первую очередь с дистанции 100–80 м. «Юнкерс» вспыхнул и камнем полетел вниз. Это окрылило меня и моих подчиненных. В это время часть экипажей моей группы занялась штурмовкой аэродрома и подожгла два немецких самолета... Группа Ю-87, находившаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике стала сбрасывать бомбы в районе своего аэродрома. Самолеты противника, продолжавшие взлетать, атаковывались нашими самолетами и, бросая бомбы, метались в поисках спасения... В итоге боя противник потерял 13 машин».

— Надо бить врага везде, — говорил Полбин после приземления, — использовать для этого каждую возможность.

В боях за Советскую Родину летчики-гвардейцы соединения Ивана Семеновича Полбина показали немало примеров мужества, героизма и отваги. В боевых заслугах гвардейцев огромная роль принадлежит их прославленному командиру.

1944 год. Очередной боевой вылет. Над аэродромом развевается Красное знамя полка. Пламенем полыхая, оно возвышается над всеми, и кажется, что летит, провожая в бой эскадрильи. На выполнение боевой задачи группу самолетов ведет командир корпуса генерал Полбин. И как всегда, боевое задание выполнено блестяще.

Гвардейское соединение Полбина принимало участие в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманской, Ясско-Кишиневской, Львовской, Сандомирской наступательных операциях и других сражениях, сыгравших, решающую роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

Генерал-майор авиации Полбин являлся не только храбрым и талантливым летчиком, в совершенстве владеющим техникой пилотирования самолета Пе-2, он воспитывал и обучал своих подчиненных на передовом опыте боевых действий и передавал свои знания другим.

Иван Семенович первым применил метод группового бомбометания с пикирования, позволявший точно поражать на поле боя малоразмерные цели. Впервые при штурмовке наземных целей стали применяться передние и люковые пулеметы. Так же им был разработан прием, названный "вертушка". Новый тактический приём оказался чрезвычайно простым, но весьма эффективным. Во - первых, он позволял держать противника длительное время под воздействием бомбовых ударов и пулемётного огня, и тот не мог "поднять головы". Во - вторых, резко увеличивал оборонительные возможности пикировщиков. Находясь в кругу, самолёты могли сосредоточивать массированный огонь против истребителей, не подпускать их. Позже этот приём получил права гражданства во всей бомбардировочной авиации

Генерал И. С. Полбин был горячим патриотом, верным сыном Советской Родины. Он говорил:

— Сто восемнадцать раз я бомбил передний край обороны противника. Сто восемнадцать вылетов — это сто восемнадцать ураганов в сердце! Сто восемнадцать вулканов ненависти! Сто восемнадцать вылетов под вражеским огнем! Сто восемнадцать раз мы встречались со смертью. Но сильнее смерти любовь к Родине.

Близился закат немецко-фашистской Германии. Советские войска, прорвав 7 февраля 1945 г. оборону гитлеровцев в районе города Бреслау (ныне город Вроцлав, ПНР), форсировали Одер и обошли этот крупный оборонительный пункт с юга. 22-тысячная группировка немцев была окружена.

Картинка 2 из 35

Полбинцам предстояло бомбить войска противника в районе Бреслау. 11 февраля 1945 г. генерал Полбин, совершая 157-й боевой вылет, погиб. Всего несколько недель он не дожил до победы. Его летчики, с гордостью называвшие себя полбинцами, понесли дальше славу своего командира.

Родина не забыла славного героя-летчика. В декабре 1945 г. на площади села Ртищево-Каменка (ныне Полбино) в честь отважного летчика воздвигнут обелиск. В 1958 г. приказом Министра обороны СССР дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. С. Полбин зачислен навечно в списки первой эскадрильи гвардейского бомбардировочного авиационного полка.

Его имя присвоено также Карлинской школе Майнского района,в которой он учился, Оренбургскому высшему военному авиационному училищу. О жизни и борьбе Героя рассказывают экспозиции областного краеведческого музея, зала Великой Отечественной войны Ульяновского филиала Центрального музея, а также музея И. С. Полбина 46-й школы Железнодорожного района города Ульяновска и музея 846-й школы города Москвы, расположенной на улице Полбина.
Бюст Ивана Семеновича Полбина, на Западном бульваре.

Его бюст установлен также в Оренбургском летном училище.
Картинка 15 из 35

Почтовая марка с портретом Ивана Полбина.

Теперь многие молодые ульяновцы будут знать, в честь кого названа улица города. Только мне показалось, что материал подан слишком официально. О других лётчиках написано более тепло и душевно.