Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Асы в небе. Иван Кожедуб.

Картинка 125 из 238

Продолжаю цикл рассказов о выдающихся советских летчиках.

Иван Кожедуб был самым прославленным асом в рядах Красной Армии и союзников периода Второй мировой войны. Он совершил 330 боевых вылетов, и провел 120 воздушных боев.

Родившийся 8 июня 1920 года в деревне Ображеевка Сумской области, Иван Никитович Кожедуб принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне. В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Окончив его в 1940 году, он был призван в ряды Красной Армии и поступил в Чугуевскую школу военных летчиков.

В июне 1941 года, когда фашисткая Германия вероломно напала на Советский Союз, Кожедубу исполнился всего 21 год, и он был на несколько лет моложе тех летчиков, которые получили боевой опыт во время вооруженных конфликтов 1930-х годов, и которым еще предстояло приобрести горький опыт сражений 1941—1942 годов, когда советские ВВС пытались воевать с немецкими Люфтваффе.
 
 
 
 
 
На срочную службу Кожедуба призвали в 1940 году, а в 1941 год) он получил квалификацию боевого пилота, — это произошло в то время, когда германская армия уже начинала стягиваться к восточным границам СССР. Благодаря его летному таланту, Кожедуба оставили после выпуска в училище в должности пилота-инструктора. Это очень огорчило летчика, который рвался в бой. Однако эта его мечта сбылась несколько позже, когда ход войны уже переломился в пользу Красной армии.
 
Картинка 1 из 238
 
Битва под Курском
Своего часа Кожедуб терпеливо ждал почти два нескончаемых военных года, и был переведен в ряды действующей армии только в марте 1943 года. Правда, первый боевой вылет ему удалось совершить только в июле. Это произошло во время величайшего сражения в мировой истории, Курской битвы.

Свою первую победу в воздушном бою Кожедуб одержал 6 июля, когда его эскадрилья под командованием майора Солдатенко вступила в бой с двадцатью пикирующими бомбардировщиками Ju-87 — «штуками», атаковавших позиции советских войск под Курском. Кожедуб, в то время младший лейтенант, сбил в тот день на своем Ла-5 одну «штуку», а к 16 июля довел свой победный счет до семи сбитых самолетов противника. Этот период совпал с проведением широких контрнаступательных операций Красной армии, проводимых в рамках третьей, заключительной фазы операции «Цитадель». В августе 1943 года Кожедуба назначили командиром эскадрильи 240-го полка истребительной авиации (ИАП), и к первой неделе ноября он довел счет побед до 26.4 февраля 1944 года Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была высшая военная награда в СССР, а к первой Золотой Звезде Героя автоматически прилагался орден Ленина. Уже на ранней стадии своей боевой карьеры Кожедуб стал легендой, и его часто сравнивали с другим легендарным советским летчиком довоенной поры Валерием Чкаловым.

 Истребитель Ла-5 И.Н. Кожедуба, 240-й ИАП 302 ИАД, 1943 г

 Ноября 1943 года он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за 26 лично сбитых вражеских самолета. 4 Февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В Мае 1944 года командир эскадрильи Капитан Кожедуб получил новый Ла-5ФН - подарок колхозника В.В.Конева. Он внес свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолет имени своего племянника, Подполковника Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу.

Это был отличный истребитель облегченного типа с номером "14" и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту - "Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г.Н.", на правом - "От колхозника Конева Василия Викторовича".


Ла-5ФН - подарок колхозника В.В.Конева Ивану Кожедубу 

Ла-7 Ивана Кожедуба
 
На этом Ла-7 «Белый 27» Кожедуб летал, когда был заместителем командира 176 ИАП, воевавшим в Германии в составе 16-й воздушной армии весной 1945 года На фюзеляже и хвостовой части нарисованы окруженные белой каймой красные звезды, на борту видны 62 белые звездочки по числу одержанных побед, а под фонарем кабины изображены две звезды Героя Советского Союза.
 

В начале 1944 года Кожедуба перевели в элитный 176-й гвардейский ИАП, созданный специально для того, чтобы его можно было перебрасывать на те участки фронта, где положение Красной армии становилось критическим.

Звание гвардейского присваивалось только самым лучшим, прославившим себя в боях, подразделениям, а в число первых четырех гвардейских подразделений вошел 176-й ИАП, получивший это звание во время битвы под Москвой, 6 декабря 1941 года.
В 1944 году критическое положение сложилось в небе на Днепровском фронте, и гвардейский 176-й ИАП был срочно переброшен туда. Здесь, над Днепром, Кожедуб за десять дней боев одержал 11 побед в воздухе. В апреле 1944 года он сбил три немецких самолета всего за один день боев.

Спустя шесть месяцев, 19 августа 1944 года, Кожедубу была присвоена вторая Золотая Звезда героя. К этому моменту он одержал победы в 34 воздушных боях, получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го гвардейского ИАП.
В начале 1945 года Красная армия и ее ВВС перешли в решающее наступление. Иван Кожедуб и его 176-й гвардейский ИАП продолжали громить Люфтваффе. В феврале 1945 года Кожедуб сменил свой Ла-5 на более легкий, мощный и маневренный Ла-7, и стал первым советским летчиком, сбившим реактивный немецкий истребитель Ме-262.
 
Очередная победа Ивана Кожедуба
Ла-7 Кожедуба и подбитый им Fw-190D9
 
До конца войны Кожедуб совершил 326 боевых вылетов и одержал победу в 62 воздушных боях. В число сбитых им самолетов входят 22 истребителя Focke-Wulf-190, 19 истребителей Messerschmitt Bf-109, 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и реактивный истребитель Messerschmitt Ме-262. Вскоре после окончания войны, 18 августа 1945 года, Кожедуб получил свою третью Золотую Звезду. После войны Кожедуб остался в рядах ВВС и поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15, лучший в то время боевой самолет в мире.

 У каждого летчика - аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба - человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - разворотов и змеек, горок и пикирований... Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и "не подставиться" самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит !

Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одаренным, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счет сбитый самолет противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.

- Ведь загорелся же немец !  Все видели, - говорили летчики после возвращения на свой аэродром.

- А вдруг он до своих дотянет, - возражал в ответ Кожедуб.

Как и многие другие наши летчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счет и самолеты, уничтоженные совместно с новичками. Вот один из примеров классической групповой победы, приведенный в его книге "Верность Отчизне": "Август 1943 года... Мы получаем приказ немедленно вылететь на отражение большой группы вражеских самолетов. Наша десятка в воздухе. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju-87 в сопровождении Bf-109. Прорвавшись сквозь истребительный заслон атакуем "юнкерсы". Захожу одному в хвост, открываю огонь и вгоняю его в землю... Вскоре "юнкерсы" улетают, но приближанется новая группа - около 20 бомбардировщиков Не-111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.

Передаю ведомому: - Берем к клещи крайнего, - с двух сторон заходим к бомбардировщику. Дистанция подходящая. Командую - Огонь !  Заработали наши пушки. Самолет врага загорелся, начал падать, оставляя за собой шлейф дыма..." ( по возвращении на аэродром, этот самолет был записан на счет Василия Мухина ).

И таких вот эпизодов в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное число уничтоженных им самолетов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету.

В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители Р-51 «Мустанг». В одном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «летающий крепости» В-17. Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дистанции ...
    "Как рассказывал мне сам Иван Никитович (предисловие к книге Ивана Кожедуба "Верность Отчизне" Н.Г. Бодрихина), 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.
    «Кому огня? Мне?! — с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. — Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких, трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял, кто это) — в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, я атаковал следующего. к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос сумели перевести), он отвечал: «Фокке-Вульф» с красным носом... Не думаю, что он тогда подыгрывал; не научились еще тогда союзники смотреть в оба...
    Когда проявили пленки ФКП (фотокинопулемета), главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень четко. Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы — в счет будущей войны». А Павел Федорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».

    Это было одно из нескольких боевых столкновений советской и американской авиации, случавшихся в 1944-1945 годах..."


Кадры ФКП с Ла-7 Кожедуба, запечатлевшие последние секунды полета американского "Мустанга", опрометчиво атаковавшего советского аса в берлинском небе 17 апреля 1945 г.

 Иван Кожедуб (слева) вручает в августе 1970 года в Москве Золотую медаль ФАИ конструктору Александру Яковлеву. В то время Кожедуб занимал пост председателя Федерации авиационного спорта СССР, а награда была вручена Яковлеву за создание его спортивных самолетов Як-11, Як-18, Як-30 и Як-32.

Служба в Корее
В начале 1950-х годов, когда Китай вступил в Корейскую войну против сил ООН, защищавших Южную Корею, Советский Союз послал своих лучших боевых летчиков сражаться против Пятой воздушной армии США. Советские летчики летали на Миг-15 с китайскими опознавательными знаками, чтобы скрыть тот факт, что Советский Союз принимает участие в войне. Присутствие советских летчиков в небе над Кореей было замечено американскими пилотами воздушных сил ООН, однако их участие в Корейской войне Россия признала только сорок лет спустя, уже после развала Советского Союза. Как самый прославленный советский ас Второй мировой войны, Кожедуб был направлен на восток командовать 324-й истребительной авиационной дивизией (ИАД), с которой совершил первый боевой вылет в апреле 1951 года.

В 1974 году Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в августе 1985 года он стал маршалом авиации — это произошло спустя десять лет после выхода в свет его книги воспоминаний «Верность Отчизне».
Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб скончался в августе 1991 в возрасте 71 года.
советских и союзнических ВВС, одержав 62 победы в воздушных боях.

Боевой путь легендарного летчика Ивана Кожедуба

1941: летчик оканчивает военное летное училище и остается в нем в должности пилота-инструктора.
1943, март: получает боевое крещение в небе под Курском.
1943, июль: одерживает первые
семь побед в воздушных боях и становится асом.
1943, август: становится командиром эскадрильи.
1944, февраль: летчику присвоено первое из его трех званий Героя Советского Союза.
1944, август: Кожедуб награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
1945, февраль: Кожедуб становится первым советским летчиком, сбившим реактивный истребитель Messerschmitt Ме-262.
1945, май: Окончание Великой Отечественной войны. Кожедуб стал самым прославленным асом в рядах ВВС
1945, август: получает третью Золотую Звезду героя.
1950, ноябрь: Кожедуб направлен командовать советскими летчиками-истребителями во время войны в Корее.
1956: Иван Кожедуб оканчивает Военную академию Генерального штаба и получает звание генерала.

Что интересно, для засчитывания сбитого самолета немецкому летчику было достаточно двух свидетелей (зачастую приятелей-собутыльников), а иногда и доклада пилота о сбитом самолете. У нас для подтверждения воздушной победы существовали специальные команды, которые в качестве доказательств приносили в штаб детали сбитого самолета- например части двигателя, кабины и т.п. (само собой по мере возможности, но факт остается фактом). Кроме того, у немцев было так: если пилот сбил двухмоторный самолет, то ему записывали два сбитых, если четырехмоторный- 4. Вот так и появлялись "асы", с цифрами "100", "200", "300" в лавровом венке на руле направления (об этом я писал в прошлой статье). По воспоминаниям советского летчика-истребителя Л.А. Иванова  В книге "Скорость, маневр, огонь" немцы зачастую использовали грязные тактические приемы- расстреливали выпрыгнувших с парашютом пилотов, били на взлете и посадке. Советские летчики к подобной "тактике" не прибегали. Тем не менее, эти гансы, курты, вальтеры, обладатели железных крестов с дубовыми листьями, мечами, бриллиантами,  после встречи с ашими летчиками не по своей воле меняли их на березовые.

У американцев было еще хлеще. Для них иметь 11,5 или 5,5 побед было вполне нормально. А сейчас их пропагандиская машина вовсю прославляет "освободителей Европы" , как будто высадкой в Нормандии они переломили ход войны (ни в коей мере не занижаю заслуг солдат союзников, сложивших свои жизни на алтарь победы).

Стыдно признаться, но до этих материалов на сайте я не знала таких подробностей о наших военных лётчиках. Удивительно, что в небольшой деревне вырос Человек с таким отношением к жизни, своему делу. Сталин говорил, что войну выиграл сельский учитель, именно учитель воспитал чувство любви к Родине.
Хорошо, что Иван Кожедуб не дожил до развала СССР и до нынешнего состояния авиации.

Кирилл, теперь понятны во всех твоих репортажах необычные для нашего времени патриотические чувства - ты воспитывался на таких примерах, где планка высока и в прямом, и переносном смысле.

> необычные для нашего времени патриотические чувства

Интересно, а почему необычные для нашего времени? Психологи говорят: "Люди видят то, что хотят видеть." Если кто-то хочет видеть в патриотических чувствах необычность для нашего времени, они эту необычность и видят.

Психологи многое говорят.Фрейд умер от рака ротовой полости, для нас это, возможно, предупреждение, что не всё стоит говорить вслух. Не все психологи знают физику и математику, а ты лучше меня знаешь, что именно эти науки вырабатывают аналитическое мышление. Ты вдумайся в процитированную тобой фразу "от психологов". И ты сам поймёшь, что она работает не во всех ситуациях. Я не отрицаю психологию как науку. У меня самой есть диплом психолога.

Я много общаюсь с молодыми людьми, есть возможность сравнивать.Сейчас чрезвычайно редко говорят о Родине вообще.