Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
20 лет в небе- День рождения "Русских Витязей".

5 апреля 1991 года на авиабазе Кубинка была сформирована пиилотажная группа "Русские Витязи". 20 лет летчики этого уникального поздразделения удивляют мир своим мастерством.

В январе 1989 года, базировавшийся с 1952 года в Кубинке 234-й гвардейский иап был переименован в 237-й смешанный авиационный полк (показной). Немало усилий для этого приложил генерал-полковник Николай Антошкин (в то время командующий фронтовой авиацией). Его же стараниями 13 февраля 1992 года на базе полка образован 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского ЦПАТ. Возглавил Центр полковник Виктор Бычков. 10 августа 1993 года приказом министра обороны РФ ЦПАТ присвоено имя маршала авиации И.Н. Кожедуба.

В мае 1987 года на вооружение 1-й авиационной эскадрильи полка поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к выполнению тренировочных полетов в составе пары, тройки, а затем и четверки в строю "ромб". Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым - Александр Дятлов, правым - Иван Кирсанов, хвостовым ведомым - Владимир Букин.

В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий - Владимир Басов, левый ведомый - Александр Дятлов, правый - Сергей Ганичев, хвостовой - Владимир Букин, левый внешний - Владимир Баженов, правый внешний - Александр Личкун. Официальное оформление пилотажная группа «Русские Витязи» получила 5 апреля 1991 года при подготовке к первому зарубежному визиту в Великобританию. Спустя два года ведущим стал Владимир Баженов. В строй встали молодые пилотажники: Николай Гречанов, Владимир Ковальский, Николай Кордюков, Александр Зайцев.

Первая большая трагедия случилась 12 декабря 1995 года при перелете в Россию из Малайзии после участия в международном авиасалоне «Лима-95» в районе авиабазы Камрань (Вьетнам). В тумане, из-за ошибки ведущего Ил-76, два Су-27 (бортовые №№7, 9) и один Су-27УБ (бортовой №19) врезались в горы. Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Hиколай Кордюков, Hиколай Гречанов. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших "Русских Витязей" был открыт памятник.

Эта трагедия не сломила боевой дух "витязей"- вновь слетанный ромб в составе Александра Личкуна (командир эскадрильи), Владимира Ковальского (заместитель командира эскадрильи), Сергея Климова (командир звена) и Владимира Букина на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне "Геленджик-96". В 1997 году была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко (командир звена), правым - Иван Кирсанов (начальник отдела ЦПАТ). Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман ЦПАТ полковник Сергей Фомин.

В 1999-2000 годах в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали Игорь Ткаченко и Эдуард Жуковец. В начале 2001 года группу возглавил Сергей Климов, но в мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь этого прекрасного человека и командира. Группу возглавил Игорь Ткаченко. В этот период времени к группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал "новый" ромб, в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. Программу одиночного пилотажа выполнял начальник центра Анатолий Омельченко.

В апреле 2003 года А. Омельченко, И. Ткаченко, Д. Хачковский, И. Шпак и О. Ряполов выполнили практическое переучивание на самолет Су-35.

К 65-летию образования 237 гв. ЦПАТ в марте 2003 года четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой "Стрижи" выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 года в день Независимости России "десятка" прошла над Красной площадью. В её составе были: Н. Дятел, Г. Авраменко, М. Логинов, В. Селютин, В. Шмигельский, И. Соколов, И. Шпак, И. Ткаченко, Д. Хачковский и О. Ряполов. В августе на МАКС-2003 пилотажная группа "Русские Витязи" вновь выступила в составе шести самолетов, в состав которой внешними ведомыми вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий - Игорь Ткаченко. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.

В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе Аравийской пустыни группа, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества самолета Су-27, заняла первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах. Летчики были награждены золотыми медалями FAI. "Витязи" выступили с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке "клин", такие как двойной боевой разворот, "ухо" и "бочка". В том же году левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.

Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная "бочка" в составе 9 боевых самолетов. Состав "Кубинского бриллианта" с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали: И. Ткаченко, Н. Дятел, И. Соколов, И. Шпак, О. Ерофеев, А. Алексеев, Г. Авраменко, В. Селютин и О. Ряполов.

Командир пилотажной группы "Русские Витязи" Игорь Ткаченко, погибший в результате столкновения двух Су-27 во время тренировочных полетов в Жуковском 16 августа, хотел видеть Андрея Алексеева ведущим группы. Об этом сам Ткаченко говорил незадолго до смерти.(материал, посвященный памяти Игоря Ткаченко смотрите так же в разделе "Авиация")

Пилоты группы «Русские Витязи» выполняют пилотаж в составе четырех, пяти и шести истребителей 4-го поколения Су-27 и Су-27УБ. Эти самолеты позволяет выполнять такую уникальную фигуру пилотажа, как колокол, горизонтальный полет на скорости 180-200 км/ч. В группе «Русские Витязи» освоен весь комплекс фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, бочка, косая петля, вираж на форсаже, переворот на горке.

С момента своего основания «Русские Витязи» регулярно проводят показательные полеты в небе России и за ее пределами. Зрители Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, Германии, Австрии, Словакии, Польши, США, Канады, Китая, Малайзии рукоплескали мастерству летчиков, великолепию и грациозности их самолетов. Уникальность «Русских Витязей» состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей. Суммарный вес группы из шести самолетов при выполнении пилотажа составляет около 150 тонн, а размах крыльев группы - более 75 метров.

В этот знаменательный день пожелаем летчикам здоровья, счастья и летного долголетия, а главное- чтобы число взлетов всегда совпадало с числом посадок

Подготовлено по материалам http://legion.wplus.net/guide/air/i/su27rv.shtml

Необыкновенно красивые самолеты!

P.S.  Кирилл, поставь, пожалуйста, ссылку. На сайт пришло автоматическое замечание.