Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Введение в Науку

 

 
 
 
 
 
 
 
 
Для студентов Инженерно-технического факультета высоких технологий Ульяновского государственного университета давно задуман курс
 
 Введение в науку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
У этого проекта пока нет ясного представления, как будут проходить эти занятия. Лекции, беседы, семинары ... выяснится в процессе. Попытки предпринимались и ранее в прошлые годы.
Очередные надежды были связаны и с намеченной встречей со студентами  26 сентября 2013 года в 16.30. 
Руководитель Лаборатории космических исследований Журавлев Виктор Михайлович провёл первую лекцию-беседу. Из всех лекций Виктора Михайловича, на которых довелось присутствовать, это была лучшая лекция (конечно, с точки зрения автора репортажа). В этой лекции Виктор Михайлович ясно показал смысл и цели научно-исследовательской работы. Ради и во имя чего учёные занимаются Наукой.
Для встречи со студентами была выбрана большая аудитория в третьем корпусе. Студентам физических специальностей I-III курсов о лекции объявили через деканат. В аудитории к назначенному времени собралось...4 студента, среди них 3 приходят в Лабораторию космических исследований с I курса. Первое занятие состоялось, Виктор Михайлович прочитал бы лекцию даже для одного пришедшего студента. Увлечённый человек готов заниматься любимым делом всегда и, конечно, хочет поделиться с другими.
Вопрос сейчас в другом. Кто готов заниматься научными исследованиями?
Во время назначенной встречи было сделано много снимков, но они не сохранились на смартфоне. Остались впечатления. Фотографии, выставленные на этой странице, сделаны раньше в Самарском аэрокосмическом университете журналистом: самарские студенты слушают лекцию того же Виктора Михайловича Журавлева. После лекции студенты СГАУ обступили со всех сторон и ещё больше часа задавали вопросы. Паренёк (на фотографии в центре), сказал, что он очень долго искал ответы на свои вопросы в интернете и у других преподавателей, а на этой лекции нашёл то, что искал.  Как бы хорошо не была прочитана лекция, но необходимы и такие "гениальные слушатели". 
На встрече Введение в Науку в Ульяновском университете был и Вадим Владимирович Самойлов, который активно участвовал в беседе. Вадим Владимирович - один из инициаторов таких занятий. Между двумя преподавателями (по расположению в аудитории) находились 4 студента, которые в основном слушали. Со стороны показалось, что двум из них будто бы интересно. Но,  в 18.00. один из студентов резко встал и со словами: "Я ухожу, у меня больше нет времени", быстро вышел из аудитории. Новое поколение стало совершенно другим. Не просто несколько десятилетий разницы по возрасту, а совершенно другой стиль общения и восприятия окружающего мира. Конечно, не вызывает сомнения, что у студента было очень важное дело, о чём возвестил звонок-напоминание на мобильном телефоне. Но... старшее поколение поймёт, а молодые люди всё равно не воспримут. 
Уже после окончания лекции трое оставшихся ребят стали есть чипсы. Мне раньше никогда не приходилось попробовать разрекламированный продукт. На просьбу угостить, ребята отреагировали с удивлением, но сразу же с радостью протянули пакет, желая просветить представителя эры "динозавров": это очень вкусно!
Мне не понравилось, и не из вредности. С моей точки зрения, ЭТО есть невозможно.
Человек может мыслить, и в то же время не может жить, а значит и думать, без еды. До сих пор не разгадана тайна, как перерабатываемая пища  обеспечивает мыслительную деятельность. Но какая-то связь, вероятно, есть. Совершенно разные предпочтения в еде, отсюда по цепочке следуют и различные приоритеты в жизни. Я не собираюсь анализировать и тем более давать сравнительные оценки. Это может быть только дополнительным аргументом в доказательство расхождения и непонимания между поколениями современного общества.

Полина пишет:
Из всех лекций Виктора Михайловича, на которых довелось присутствовать, это была лучшая лекция (конечно, с точки зрения автора репортажа). В этой лекции Виктор Михайлович ясно показал смысл и цели научно-исследовательской работы. Ради и во имя чего учёные занимаются Наукой.

Я, к сожалению, не был на этой лекции Виктора Михайловича, поэтому очень хочется узнать: каковы, по его мнению, смысл и цели научно-исследовательской работы? Ради чего и во имя чего учёные занимаются наукой?

Я, к сожалению, не был на этой лекции Виктора Михайловича, поэтому очень хочется узнать: каковы, по его мнению, смысл и цели научно-исследовательской работы? Ради чего и во имя чего учёные занимаются наукой?

Уважаемый Sol! Я понимаю, Вы хотите, чтобы написал лично Виктор Михайлович. В этом Вы напоминаете требовательного пользователя данного сайта Хейфеца Эдуарда.

Но так как Вы ссылаетесь на мой текст, я всё-таки рискну ответить. Лекция, о которой Вы упоминаете, продолжалась 2 часа. Её необычность состояла в том, что она проходила без презентации. Хотя, как Вы знаете, красочные наглядные презентации Виктор Михайлович умеет делать. Это был искренний доверительный разговор, в котором лектор только некоторые моменты "иллюстрировал" на доске мелом (!). Не было слайдов, на которых были бы чётко сформулированы "смысл и цели научно-исследовательской работы", о которых Вы просите.

Это невозможно передать по пунктам в стиле 1-2-3. Просто после этой лекции стало особенно понятно, что заниматься Наукой - великий дар. Ученые, о которых говорил Виктор Михайлович в лекции, шли сами и увлекали за собой других по тернистой дороге познания мира. Это путь избранных. Поэтому закономерно, что на следующую лекцию пришёл только один человек из первого состава.

Ваш вопрос относится к серии "А что конкретно понравилось?", если задавать его зрителям после талантливого спектакля, концерта, фильма..., которые смогли перевернуть нечто необъяснимое в душе.

Уважаемая Полина!

Первоначально я не просил ответить Виктора Михайловича лично, но, по-видимому, это было бы предпочтительнее – познакомиться с его мыслями, как говорится, «из первых уст». Помимо всего прочего, в этом случае с резюме его лекции познакомилось бы гораздо больше, чем 4 человека.

И, конечно, хорошо, если бы это резюме было в «стиле 1-2-3». Ведь учёные анализируют (разделяют) реальность на 1)... 2)... 3)... и т.д., а затем – синтезируют, добиваясь при этом лучшего её понимания. И стремятся к тому, чтобы объяснять «необъяснимое», в том числе, и в душе. А.Эйнштейн называл это «бегством от чуда».

P.S. Сравнение моего вопроса с постами Эдуарда Олеговича Хейфеца не совсем правильно, поскольку, как объяснил Виктор Михайлович, для ЛКИ неинтересны предлагаемые Эдуардом Олеговичем темы обсуждения, а ему, в свою очередь, неинтересны темы, актуальные для ЛКИ. В случае же моего поста, тема представляет обоюдный интерес.

Сегодня, 10 октября 2013 года в 16.30 ауд. 321 корпус 3 УлГУ, состоится очередное дополнительное занятие для студентов инженерно-физического факультета.  Руководитель Лаборатории космических исследований Журавлев Виктор Михайлович проведёт лекцию "Законы сохранения".