Впервые частная компания не только запустила аппарат на околоземную орбиту, но и показала, что способна вернуть его на Землю. Впервые за тридцать лет в Америке появился новый космический корабль, умеющий поднимать пассажиров "наверх" и спускать их "вниз". Впервые частная пилотируемая космонавтика показала, что готова выйти за рамки суборбитальных прыжков.
8 декабря 2010 года в 18:43 по московскому времени компания SpaceX запустила ракету-носитель Falcon 9 с космическим кораблём Dragon. Корабль вышел на орбиту, дважды облетел Землю, после чего пошел на снижение. Челнок вошел в атмфосферу, раскрыл парашюты и, согласно плану полета, приводнился в Тихом океанt в 22:04 по Москве.
Это был второй полёт Falcon 9. В ходе первого (в июне 2010 года) на орбиту был выведен полноразмерный прототип "Дракона". Но старт 8 декабря — это первый демонстрационный рейс, проведённый в рамках программы NASA по коммерческой орбитальной транспортировке (COTS).
На мысе Канаверал SpaceX пользуется арендованным стартовым комплексом SLC-40 (фото SpaceX). |
Интересно, что запуск ракеты Falcon 9 был перенесён на сутки против начального плана из-за двух крошечных трещин, найденных на самом конце сопла двигателя второй ступени. Инженеры посчитали, что трещинки (пробовали их заделать или нет – не пояснено) не повлияют на работу двигателя (и были правы), но сутки потребовались, чтобы проверить остальные части агрегата и убедиться, что трещины не являются признаком более серьёзной проблемы. На фото – двигатели, подготавливаемые к третьему и четвёртому стартам Falcon 9. Кстати, обе ступени ракеты оснащены почти одинаковыми двигателями Merlin, созданными в самой SpaceX и отличающимися лишь в некоторых деталях. Они оптимизированы соответственно для работы вблизи земли и в вакууме (фото SpaceX). |
Американское космическое агентство расчитывает, что "Дракон" сначала выступит в роли грузовика на линии Земля-МКС, а позднее и "в качестве такси", ведь проект SpaceX предусматривает как автоматический, так и пилотируемый вариант "Дракона".
Falcon 9 и Dragon во время подготовки к старту. На нижнем снимке у спускаемой капсулы хорошо виден тепловой щит из PICA-X. Этот материал – собственная разработка SpaceX, базирующаяся на композите, созданном в NASA. PICA-X призван защитить аппарат при возвращении в атмосферу на скорости 7 километров в секунду, когда температура днища поднимается до 1850 градусов Цельсия (Brian Attiyeh, Michael Rooks/SpaceX). |
"Дракон" состоит из трёх основных частей: обтекателя, конической герметичной капсулы диаметром 3,6 метра и негерметичного цилиндрического отсека. В капсулу имеется доступ через стыковочный узел, и в ней могут находиться как грузы, так и экипаж. Цилиндрический приборный отсек под капсулой несёт солнечные батареи, радиаторы, а также груз, не нуждающийся в герметичном хранении. Всего беспилотный вариант "Дракона" может доставить на орбиту до 6 тонн припасов и вернуть на Землю до 3 тонн груза (иллюстрация Space.com). |
Нынешний рейс призван проверить системы связи и навигации, а также испытать маневрирование на орбите. Через несколько витков вокруг планеты (и три с лишним часа после запуска) спускаемый аппарат должен приводниться в Тихом океане, в 800 километрах к западу от Мексики.
В августе 2010 года "Дракон" прошёл полный тест парашютной системы: капсулу сбросили с вертолёта в океан с высоты более 4 километров. Вначале аппарат раскрыл пару небольших тормозных парашютов, замедливших и стабилизировавших капсулу, а потом и три основных (фото Roger Gilbertson, Chris Thompson/SpaceX). |
Астронавты NASA и JAXA регулярно приезжают на завод SpaceX, чтобы познакомиться с кораблём Dragon, который им предстоит принимать на МКС в последующие годы. Покорители космоса изучают особенности интерьера "Дракона" и дают инженерам советы по его улучшению (фото Roger Gilbertson/SpaceX). |
Элон Маск (Elon Musk), основатель компании SpaceX, назвал нынешнюю миссию "зарёй невероятно захватывающей новой эры в космических путешествиях".
На развитие "Дракона" и линейки носителей SpaceX потратила $600 миллионов, и деньги уже начали понемногу возвращаться. Так, более лёгкая ракета Falcon 1 успешно вывела на орбиту спутник в 2009 году. Однако, похоже, затраты компании окупятся просто сторицей: у Элона уже имеется контракт с NASA на $1,6 миллиарда, в котором речь идёт о 12 грузовых рейсах "Драконов" к МКС в 2011-2016 годах.
И это только начало. NASA рассуждает о возможности расширения транспортного контракта со SpaceX ещё на серию грузовых полётов почти на такую же сумму. При этом в уме держатся ещё и пилотируемые миссии "Дракона" на МКС. Неплохо для компании, родившейся всего восемь лет назад.
Сравнение "Дракона" с различными пилотируемыми и грузовыми кораблями прошлого, настоящего и будущего. Небольшой грузовик Cygnus интересен тем, что это второй аппарат, создаваемый частной отраслью для NASA по программе COTS. "Лебедь" должен впервые полететь в 2011 году (иллюстрация Karl Tate/Space.com). |
По материалам membrana.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- 6742 просмотра
Специалисты весьма скептически относятся к этому Дрэгону. Было всего 3 запуска и увеличенная забрасываемая масса за счет обеспечения надежности. Нет тестов на баллистическом спуске, а там нагрузки как минимум вдвое выше.
Плюс, уж не знаю хорошо это или плохо, но большинство тестов - компьютерное моделирование вместо реальных испытаний.
Да и сам ГК "изделия" всю жизнь пилил PayPal и не имеет профильного образования.
А кто реально там работает - толком неизвестно.
Вот не стоит бросать такие выражения в сторону Элона Маска, он пример бизнесмена, достойно зарабатывающего своим умом, а по образованию физик. Пилят чиновники, а он основал PayPal. Кроме SpaceX, он основал компанию Tesla Motors, которая создает гоночный электромобиль, тоже инновационный проект. И вообще люди, работающие в Силиконовой долине, должны быть как минимум компетентными в своем деле, иначе сожрут конкуренты. К тому же я видел интервью с Маском, он разбирается в технических деталях.
Насчет бизнесмена соглашусь. Но вот с образованием промашка - College of Arts and Sciences of the University of Pennsylvania, B.A., Physics
Сиречь бакланавр. :)
Люди всю жизнь в этой области работают и не могут сказать, что являются специалистами по всем системам.
Маск в основном пижонствует перед журналамерами, а вопрос в том, кто делает основную работу. Манагеры, которые тебе телефончеги впаривают, тоже умные слова знают, но это не говорит об их профессионализме.
Простите, а что у него в силиконовой долине? PayPal,к сведению, сингапурская финансовая компания, имеющая отношение к высоким технологиям весьма опосредованное.
Его стартап Tesla Motors.
А дальше он поступил в Стендфорд, но бросил, чтобы заниматься бизнесом. Понятно, что он не конструктор, а организатор.
О профессионализме персонала говорит летающая ракета, если интересно по именам, то http://www.spacex.com/company.php#spacex_people
Ну, электромобиль не бог весть какой хайтэк. И штаб у них в Пало Альто.
Да ясно, что он в ракетной технике не большой специалист. Однако же
Elon Musk is the chief executive officer and chief technology officer of Space Exploration Technologies (SpaceX), ... Musk served as chief engineer for Falcon 1, ...
Сдается мне, что чувак приписывает себе результаты своих сотрудников. Нельзя сказать, что он на это не имеет права, так как он как бы владелец конторы, но и уважения не добавляет.
Пало Альто не относится к Долине? А не смущает факт, что там же находится штаб Фейсбука?
Я не знаю, что конкретно делает Маск и нет времени копаться в подробностях его жизни, но интеллектуального права никто не отменял и у меня нет никаких оснований не доверять его словам. А свои подозрения лучше подкреплять фактами.
На орбиту Земли с мыса Канаверал запущен первый военный наноспутник, разработанный по американской программе SMDC-ONE, курируемой агентством космической и противоракетной обороны и стратегическим командованием военными силами США (USASMDC/ARSTRAT), пишет R&D.CNews.
Спутник был запущен с помощью двухступенчатой ракеты-носителя Falcon 9 в качестве вторичного полезного груза. Основной полезной нагрузкой в этом полете был первый частный космический корабль SpaceX Dragon. Примерно через 45 минут после запуска, SMDC-ONE отделился от второй ступени от Falcon и вышел на низкую околоземную орбиту. Через 30 минут наноспутник развернул антенны приемника и связался с наземной станцией USASMDC/ARSTRAT.
Основная цель первого полета SMDC-ONE состоит в демонстрации устойчивой связи космической платформы с наземной станцией и возможности создания и развертывания на низкой околоземной орбите сети из нескольких идентичных спутников для расширения возможностей тактической связи и оценки производительности наноспутников.
SMDC-ONE будет оставаться на орбите в течение примерно 30 дней, прежде чем сгорит во время спуска в атмосфере.
USASMDC/ARSTRAT разрабатывает и тестирует наноспутники весом всего 4 кг, которые могут обмениваться данными с наземными центрами управления. Наноспутники планируется оснащать датчиком GPS, каналом передачи данных S-диапазона, различными системами связи.
Планируется, что каждый спутник первоначально будет стоить около 700 тыс. долл., а в случае серийного производства - 300 тыс. долл. Стоимость запуска оценивается в 150-200 тыс. долл. на каждый наноспутник. После первого опытного полета военные планируют провести испытания с четырьмя наноспутниками в условиях близких к боевой обстановке.
Наноспутники сулят военным ряд важных преимуществ: при относительно невысокой стоимости одного спутника есть возможность развернуть сеть спутников над определенным регионом для выполнения конкретной миссии. Сеть позволит существенно увеличить возможности спутниковой связи, например с БПЛА и экспедиционными войсками, в то же время потеря одного или даже нескольких спутников может быть легко компенсирована. Наноспутники могут обеспечить цепочку глобальной спутниковой связи и к тому же они менее уязвимы для противоспутникового оружия.
В Самарском аэрокосмическом университете президент университета Сойфер Виктор Александрович во время беседы с Журавлевым Виктором Михайловичем и магистрантами задал интересный вопрос: "А с чем связано название наноспутник? Ведь о реальных наноразмерах речь не идет. Есть микроспутники, какой-то должен быть начальный эталон, от которого идет сравнение по массам".
Группа Белоконова Игоря Витальевича в СГАУ работает над созданием наноспутника, примерно в 1 кг, размеры 10*10*10 см.
Судя по истории освоения Космоса, важно не кто первый запустил наноспутник, а кто добьется лучших результатов.