Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Скользкие места Единого госэкзамена

Мне пришла мысль пополнить раздел, адресованный школьникам, информацией, которая ещё весьма свежа и в моей лично памяти, и актуальна для ученических масс. Поэтому сегодня мы поговорим о ЕГЭ. Я бы хотел обратить особое внимание читателей сего материала на тонкости, с которыми пришлось столкнуться мне и придется (не дай бог) столкнуться вам.

 

* * *

Для начала, по традиции, интересная флешка одного новостного агентства, которое очень не любит, когда на других сайтах вывешивают его красивые флешки. Посему следующая картинка залинкована на их узел.

Вот, а теперь, когда вы владеете некоторой необходимой информацией, начнём рассматривать подводные камни.

Тонкость первая. Шкалирование.

Одно время на офсайте висела криво набранная в 2007-ом Ворде таблица расчёта тестовых баллов. В принципе, ничего сложного нет, эта формула лишь ясно даёт понять, что вторичный (тестовый) балл выпускника определяется первичными баллами всех выпускников, сдававших данный предмет. А подобная информация имеется лишь у самих координаторов. Что, в принципе, даёт последним полную свободу в определении тестового балла. Но я сейчас не об этом.

Что это? Это я достал из архива таблицы соответствия тестовых баллов первичным в 2009 году и быстренько загнал в Excel.

Данные картинки говорят нам следующее. Во-первых, чем меньше ошибок сделал абитуриент, тем больше будет его кара за каждую из них.

*Справочка. Сложность задания напрямую не влияет на оценку. Стоимость одной ошибки в части А равна стоимости одной ошибки в части C. 

Вот он, крутой пик каждого из графиков. Предположим, Вася и Петя из одного класса сдали географию на 40 и 41 балл соответственно. И задумали эти товарищи поступать в один вуз. Тогда в борьбе за место Петя будет иметь преимущество перед Васей в тот же один балл. А вот отличницы из параллельного класса Маша и Даша тоже сдали экзамен с разницей в один балл — на 59 и 60. И в итоге у Маши будет 85 баллов, а у Даши на целых семь больше.

Кстати, умница Даша (92 балла), как несложно заметить, успешно выполнила 98% всех заданий. Её одноклассник Толик с тем же замечательным результатом сдал биологию, за что и получил... 88 баллов. А более "технический" Женька точно так же сдал информатику, и получил 99 баллов. Вот такая вот ирония — в приёмной комиссии, я вас уверяю, абсолютно без разницы, что вы сдавали. Там суммируют.

Особенно, обратите внимание, от этого выиграли сдававшие английский язык с его совершенно аномальной шкалой пересчёта. Тут на картинке он серый, а русский помечен красным. Это распределение выпускников нашего региона по набранным баллам.

*Замечание к рисунку. Комментарии рода "Английский язык является профильным предметом, сдающие его лучше подготовлены..." оставьте при себе. Я не знаю, как в Российской Федерации можно быть хуже подготовленным в области русского языка.

Впрочем, объясняется эта ситуация со скачком баллов очень просто. Невозможно стопроцентно знать все предметы (однако вполне можно в каждом быть дубом), и поэтому отлично (ключевое слово отлично) знающий физику олимпиадник вполне может набрать косяков в родном языке. Но высокий балл по любимому предмету в данном случае его застрахует и обеспечит место в вузе.

Это на словах. На деле олимпиадники лучшие во всех предметах, и им всё это по боку. Автор передаёт пламенный привет А. П.

Тонкость вторая. Волны зачисления.

И вот наконец экзамен сдан, все получили красивые зелёные свидетельства и аттестаты различной степени покраснения. И вот тут начинается самое мясо.

Абитуриент зачисляется в тот вуз, в котором в конце концов окажутся его документы. Подать копии свидетельства и аттестата выпускник вправе в любые вузы нашей необъятной родины. Те в  свою очередь обязаны в срок вынести вердикт, принимают они новобранца или нет... Но начнём ранее.

Победители Всероссийской олимпиады — люди особого толка. Не важно, какого именно, важно, что они пользуются правом внеочередного зачисления / высшего балла.

Перевожу. Вы, дорогой читатель, — победитель Всероса по математике. Если вы хотите стать экономистом, например, то по математике вам выставляются сто баллов, что, заметьте, в абитуриентской гонке лишним не станет. Ежели вы связали свою судьбу с математикой (а этот вариант более правдоподобен), то вам обеспечено место в любом учебном заведении. То есть вам достаточно просто прийти в желаемый вуз и отдать свой диплом.

Что же вы делаете в данном случае? Пра-а-авильно. Вы подаёте копию своего диплома в добрый десяток универов различного уровня пафосности и близости к Кремлю. Ну да, так и есть. Так делают все. Бессмысленно и беспощадно. И далее у вас приятные недели выбора.

Да, кстати, диплом Всероса ещё и вечен. В отличие от свидетельства ЕГЭ.

*Примечание. Есть ещё куча других олимпиад, в том числе и не обозначенных в этом списке. Там свои правила. КГУ в своё время за первое по городу место, в региональной, правда, олимпиаде, предлагал 85 баллов по предмету. Очень маило.

Тем временем не обременённые дипломами ровесники тоже начинают перегружать работу почты. И тут надо очень внимательно отнестись вот к чему.

В нашей Ульяновской области человек, подающий документы в вуз, обязан указать приоритет специальностей. Вот так:

Василий Пупкин (200 баллов)

  1. Кулинария (20 мест)
  2. Торфяное дело (30 мест)
  3. Макраме (бакалавриат) (25 мест)
  4. Бульдозеростроение (5 мест)

И теперь выясняется, что у 23 человек, также указавших вверху кулинарию, баллы выше, чем у Василия. Так что место для него находится только в торфяном деле. В соответствующем списке ставят галочку, во всех остальных Василия вычёркивают.

*Промотаем вперёд. Ежели к концу зачисления из 23 кулинаров принесут документы не все, Василий сместится вверх и вполне может занять место на любимом отделении. В то же время он освободит место на торфяном деле.

В универах Первопрестольной имеется одно маленькое отличие. Абитуриент остаётся в конкурсе на все поданные специальности. Это лютый ужас.

Вернёмся к олимпиаднику. Он подал документы в восемь университетов / восемь специальностей / не суть. Каждое из учебных заведений обязано выделить ему место. И вот так один человек занял восемь мест.

Казалось бы, ну придёт время, отнесёт документы в конкретный вуз, освободит места и всем станет хорошо. А вот тут и затаилась самая главная подлость всей системы.

Подходит к концу первая волна зачисления. Вы оказались в списке рекомендованных. И теперь вы должны либо отдать свои документы в данный вуз, либо попрощаться с ним навсегда (ну, на год, но суть не меняется). Предположим, вы выбрали первое и отнесли документы. Вы стали студентом, и это очень важно. Наступает вторая волна, и вы внезапно оказываетесь в списке рекомендованных более желанного универа (автор сам так взлетел более чем на сто позиций в списках главного вуза страны). Но теперь, чтобы забрать документы, вам надо пройти процедуру отчисления. Допустим, вы смогли провернуть это менее чем за две недели, и документы у вас. Но вы УЖЕ БЫЛИ студентом. А право на бесплатное образование в нашем государстве однократно. И вы свой лимит израсходовали.

Так было у нас, пока не поднялось бурное восстание, результатом коллективных писем которого стали Разъяснения по порядку представления оригиналов документов в вуз.

К сожалению, было уже поздно. Но хочется верить, что хотя бы вы не попадёте теперь в эту мясорубку.  Будем надеяться, что власть предержащие наконец разрулят все эти вопросы. Будем надеяться... Кстати, в итоге в столице остались товарищи с уровнем  ~150. Проректор грустит.

На память — история той войны.

Тонкость третья. Льготы.

Из списка зачисленных на одну ну очень крутую специальность:

Зере из нафин ту сей.

Куда бежать? Что делать? Где тренироваться?

В самую первую очередь прочитайте и уясните информацию на форуме офсайта ЕГЭ. Здесь сидят люди, которые уже очень много полезного сделали.

Тренируйтесь с помощью Федерального банка тестовых заданий. Я сам в своё время прорешивал именно его. Попадаются, правда, совсем хтонические ужасы, однако в целом подборка заданий весьма и весьма полезна.

Дошла информация о свежем ответвлении предыдущего — открытом банке заданий ЕГЭ по математике. Как он функционирует, я, правда, пока не разбирался.

Пособия ищите также в двух моих любимых библиотеках, которые так просят открыто выставить на этом сайте. Это Alleng.ru и образовательный проект А. Н. Варгина.

Сказать пока более нечего. Продолжим дискуссию в комментах.

З. Ы. Подарки.

Плакат и брошюрка.

Я, кстати, не считаю госэкзамен кошмаром. Поставленные задачи он решает, а это главное.

Спасибо за проверенные ссылки по ЕГЭ. Это сэкономит время, правда, одна ссылка почему-то не работает -http://www.alleng.ru/.
Но, если честно, мне больше понравилась подача информации оригинальным способом. Кто не видел раньше, зайдите на личную страницу Фолунина Владимира. Трудно объяснить психологический эффект, но там действительно хочется искать нужную информацию.

Дорогие абитуриенты, эта полезная информация - для вас. Искренние заметки из выстраданных переживаний экс-абитуриента вам могут быть не совсем понятны сейчас. Это вы сможете оценить только после собственных мучительных ожиданий результатов ЕГЭ и недоумения по поводу полученных баллов.
Здесь представлены ценные сведения, которые помогут подготовиться к ЕГЭ по всем предметам за оставшееся время. Это лучшая помощь от тех, кто пережил "кошмар" ЕГЭ.

P.S. Когда все экзамены будут сданы и перед вами предстанет выбор Вуза и специальности, обязательно перечитайте внимательно репортаж "Скользкие места Единого госэкзамена". Это поможет смягчить нервный стресс вам и вашим близким.