Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Пролёты МКС 15 и 16 января 2014 года

    Обратите внимание:  с этого дня я изменил на карте цвет проекции орбиты с синего на белый. Согласитесь, это лучше подходит для сверкающей станции. А когда она в тени, её путь изображён штрихами. Так, кстати, принято везде. А момент выхода (или входа) условно отмечен белым поперечным штрихом, чтобы был заметнее. Для утра, когда МКС выходит из тени, это особенно важно. Бывает, ожидая появления станции и желая увидеть её пораньше, Ваше внимание сосредоточено на невысоких западных звёздах. Время уже близко, а МКС нет... И вдруг Вы замечаете её в полном блеске высоко над головой, а то и - уже уходящей к востоку, так и не заметив момента появления! Поэтому очень желательно знать хотя бы примерное положение точки входа станции в тень.

    Оценить высоту этой точки (над горизонтом) по карте можно, но громоздко (я уже раз пытался объяснить это ранее). А сейчас попробовал это сделать здесь. Принцип тот же, что и для "поясов" высоты кульминации вокруг движущейся станции. Только здесь момент входа в тень для всех един, это точка  - "одна на всех" и, проявившись, никуда не улетает. Поэтому достаточно из неё (её проекции на карту) провести окружности с отметками высоты, видимой с данного расстояния. К сожалению, окружности получились малозаметными и только две: для высот ht=45° и ht=30°.  Просто потому что я проводил их "вручную", а надо перевести в программу.
 Вторая карта с пролётом 16 января осталась без этого новшества, хотя участок орбиты в тени здесь и больший.

Уважаемый Всеволод Иванович!

В Лабораторию обратились с просьбой разъяснить более доступным языком, в каком месте небосвода надо следить за пролётом МКС. По картам не все могут разобраться самостоятельно. Так как пролёт продолжается короткое время, всего около двух минут, всё это время и уходит на поиски. Будьте добры, напишите для тех, кто не изучал астрономию в школе. Вопрос из Ульяновска.

    Не надо ссылаться на незнание астрономии, которую "не проходили", ведь Вы сначала смотрите на карту ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ. Её "проходят" все (какой класс?). Именно по карте можно видеть всё разнообразие условий пролёта на большой территории: у кого-то МКС летит по южной стороны, у кого-то - по северной, причём в разные дни - поразному.  Вы - иэ Ульяновска. Т.е. у нас МКС пролетает по... какой стороне? Определим по карте, поскольку "По картам не все могут разобраться самостоятельно." Здесь пролетающая станция изображена длинной белой (была синей) дугой, расположенной на карте НИЖЕ  Ульяновска, а значит  ЮЖНЕЕ...  Не хочу повторять прописные истины, надеюсь, что  в этом карта всем понятна. И даже, поняв по стрелочке на дуге, что МКС летит по карте СЛЕВА, т.е. с ЗАПАДА, Вы, переходя от теории (карты) к практике (наблюдению), ожидаете её появления, повернувшись к югу,  на ЗАПАДЕ, но уже СПРАВА. Станция при пролёте проходит с запада на восток "пол неба", и знание направления (азимута) на участок её максимального подъёма (кульминации) и его высоты помогают нам в этом ожидании. Эти данные заложены в карте, и, вероятно, их определение вызывает трудности. Разберёмся. "Кратчайшее расстояние от точки (Ульяновск) до дуги (орбита) равно длине перпендикуляра, опущенного из этой точки на дугу" (элементарная геометрия, какой класс?) Но на карте это всё уже решено. От дуги через каждую минуту пролёта УЖЕ восстановлены перпендикуляры, делящие всю карту на зоны городов с одинаковыми поправками к расчётному времени кульминации. Но сейчас нас интересует направление из города на эту точку. В нашем случае мы расположены прямо на линии "0"- поправки, она и показывает направление на точку кульминации, которую принято оценивать углом (азимутом) от направления на север или юг (нам нужно именно последнее - см. для примера карту пролёта 16 января  в 06:48). Здесь видно, что ближайшая точка орбиты расположена правее южного направления, т.е. к востоку.   А оценка величины угла зависит от Ваших личных способностей к этому. Точность не нужна, главное, его "отложить" на "живом небе", т.е. знать направление на юг, и от него сместиться на этот угол к востоку,  т.е. влево.
 
Теперь - максимальная высота пролёта (смотрим на карту). Понятно, что когда мы видим станцию, летящую над головой, в зените (над Волгоградом или Оренбургом), это - высота 90° над горизонтом. А перед Ульяновском проходит линия, равноудалённая от трассы МКС, с отметкой  "hk = 45°". Значит, у нас высота кульминации будет немного ниже.
     Итак, по определению направления, углов  я не знаю, что ещё сказать. Видимо, вопросы оттого, что под руками нет пояснений, инструкции. Они все были, но разрозненны. Я эту задачу для себя знаю, но - не успеваю. За мной также - методика определения меридиана (Ю-С) по солнцу и точки входа-выхода МКС из тени. Нет времени откорректировать старые программы и набросать несколько прикладных для ускорения обработки и подбора данных. Много потерь из-за компьютерной малограмотности, слабости техники и, часто, - хищности интернета; не справляюсь с семейными задачами... (Вот, так. Поплакался...  Успокаивает только мысль, что это кому-то тоже интересно.)

   PS
Хотите, поделюсь приёмом примерного измерения пространственных углов?  Палку длиной 50 см берёте за середину в кулак и на вытянутой руке держите горизонтально на уровне глаз. Пространственный угол между концами палки ~ 60°. Палку можно разметить через 10° и измерять и вертикальные углы.  Справедливо при расстоянии от глаза до палки = 50 см. В основе - формула: sin30°=0.5. Строго говоря, здесь используется не sin, a tg. Можно уточнить, варьируя длиной руки или палки. Точность результата зависит от спортивного интереса и школьной оценки по тригонометрии (но не астрономии)

Уважаемый Всеволод Иванович! У неграмотных и глупых людей вопросы не возникают, а вопросы задают любознательные школьники и студенты, которые заинтересовались Вашими материалами, вышли наблюдать, но не увидели МКС. Я считаю, что они достойны уважения, а не насмешки. Возможно, надо поторопиться с инструкцией. 

Светлый Вы человек Всеволод Иванович. Если бы все сохранили из детства любознательность, мир был бы совершенно другим. На наших глазах изменилось образование нового поколения, выросшего вместе с компьютерами и мобильными телефонами. Информация "добывается" лёгким движением на клавиатуре.

В своё время для меня стало потрясением, что в 11 классе ученик может не знать формулы скорости, в чём измеряется сила... О законе всемирного тяготения самое смутное представление. А об электромагнетизме лучше не спрашивать. В прошлом году случайно выяснилось, что школьник 10 класса не знает, с чем связаны северный и южный полюса. Когда я уже для интереса стала спрашивать других учеников и даже студентов об этом, мне не ответил никто! А Вы надеетесь на умение работать с географическими картами. Но ведь молодые люди действительно много знают и умеют. Но эти знания стали уже совершенно другими.

НО! Если по-настоящему увлечённый человек длительно, кропотливо и бескорыстно занимается интересным делом, сторонники и единомышленники появятся обязательно.