Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Научный семинар 26 июня 2014 года

 

 

 

26 июня 2014 года на научном семинаре НИТИ были представлены доклады:

1. Точные решения нелинейного уравнения диффузии в трехмерном пространстве.

Докладчик: студент 5 курса  УлГУ Виталий Морозов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оптические явления в атмосфере, вызванные химическими реакциями.

Докладчик: ученица 9 класса СОШ № 48 г. Ульяновск Валерия Рибенек

 

 

 

 

 

 

Нельзя написать, что этот семинар пришлось "спасать", но у Виталия Морозова на подготовку выступления и презентации времени было меньше суток. Поэтому не было в презентации эффектных картинок и даже графиков. Только формулы и уравнения.

Но слайды были оформлены эффектно, зелёная окантовка и выделенные жёлтым фоном наиболее важные выводы. И эта цветовая гамма вместе с одеждой докладчика воспринималась гармонично и стильно.

Внимательно следивший за выступлениема Вадим Владимирович Самойлов заметил несколько опечаток на слайдах, но они совершенно не повлияли на восприятие. Чувствовалось, что Виталий ясно понимает, о чём говорит. Сразу вникал в суть вопросов и чётко отвечал и в процессе выступления и обсуждения.

После замечания научного руководителя объяснить подробнее алгоритм проделанных расчетов, Виталий свободно написал на доске недостающие на слайдах формулы.

В папке, принесённой на семинар, случайно оказались листы прошлогодней конференции, на которых участники писали свои отзывы о выступлениях докладчиков. Были указаны критерии, по которым надо оценивать выступление и место для отзыва. Неожиданно аспиранты отнеслись к этому серьёзно и даже пересели за стол, чтобы удобнее было записывать. Вот анонимные впечатления:

Очень хороший доклад для пятикурсника!

Стоило бы добавить графики (график зависимости и, возможно, анимации). Более ясно излагать переходы от одного момента доклада к другому.

Больше слов!!!

Ждем продолжения.

Лаборатория космических исследований проводит уже двенадцатый год подряд конференции. В этом году ещё размышляли, проводить или нет, но наши заинтересованные участники сами проявили инициативу. И Лаборатория, конечно, не могла не поддержать тех, кто хотел представить свои исследовательские творческие работы. Название конференции изменялось за эти годы несколько раз. В этом году впервые конференция "Космос и наука - 2014" продолжается с 31 марта по 1 сентября. Поэтому выступление ученицы 9 класса СОШ № 48 г. Ульяновска Валерии Рибенек в рамках этой конференции состоялось 26 июня на летних каникулах.

Был определённый риск поставить доклад школьницы на научный семинар НИТИ. Предварительного прослушивания не было. Как будет выглядеть совсем юная девушка со своей научной работой, и как отреагируют гораздо более взрослые участники, предсказать было невозможно. Но всё-таки рискнули. Руководитель Лаборатории космических исследований Виктор Михайлович Журавлев чуть смущённо представил докладчика научной аудитории. Первая живая реакция появилась, когда прозвучала информация, что Валерия создала и поддерживает два (!) научно-популярных сайта.

Почти забытая форма представления работы по школьным требованиям с указанием Цели, Предмета и Объекта исследования. Участниками этого семинара сначала были 12 человек. Владимир Васильевич Учайкин, узнав о семинаре по телефону, пришёл через 5 минут. Таким образом, состав семинара 26 июня - 2 доктора и 2 кандидата физико-математических наук , 3 аспиранта. Пришли и 2 десятиклассника из СОШ № 15 - Анна Малюгина и Алексей Антонов. Аня была участницей первого телемоста ЦЕРН (Швейцария) - Ульяновск (Россия) и даже задала свой вопрос сотрудникам Коллайдера.

Что знает читатель этого репортажа о перламутровых облаках? У меня тоже знания были менее, чем поверхностные. Валерия сумела донести и заинтересовать самим фактом существования такого мало исследованного природного явления. Школьница смогла собрать доступную информацию на русском и иностранных языках о перламутровых облаках. Меня больше всего поразило сообщение, что поиски заняли несколько месяцев (!). Систематизирована информация, сведена в таблицу и предложены формулы, (полученные самостоятельно!), по которым, возможно, протекают химические реакции в этих облаках.

Невзирая на возраст и статус юной ученицы, вопросы были заданы очень серьёзные:

 Почему светятся перламутровые облака?

 Насколько надежны данные состава облаков?

Когда специалист Лаборатории квантовой оптоэлектроники и электроники НИТИ Дмитрий Александрович Коробко спросил, как измерялась температура облаков на большой высоте, Валерия оказалась в теме и свободно произнесла название прибора - лидар (LIDAR). Это тоже произвело впечатление.

Алексей Антонов долго не мог прорваться через плотный частокол вопросов участников семинара. Когда наконец заметили его поднятую руку, ровесник докладчика поинтересовался:

А какое время по длительности "живут" перламутровые облака в небе, если их наблюдают всего один раз в год? 

Виктор Михайлович Журавлев обратил внимание, что в год солнечной активности перламутровые облака наблюдали несколько раз в год.

В какой-то момент исчезло отношение к докладчику, как неопытной школьнице. Вопросы задавали, как претенденту на получение научной степени. Валерия отвечала уверенно с ясным пониманием вопросов и своих ответов. Только в один момент произошла заминка.

Когда Валерия произнесла, что перламутровыми облаками никто серьёзно не занимался, профессор Владимир Васильевич Учайкин достаточно резко высказался:

Я вам не верю! Для такого заявления нет достаточных оснований. Обязательно кто-то исследовал. Небо всегда интересовало ученых.

Валерия представила в презентации и свои фотоснимки очень заинтересовавшего её явления - гало. Это тоже вызвало интересное обсуждение. Уже в процессе выяснилось, что это самое первое публичное выступление Валерии Рибенек.

Очень ответственно подобрать верные слова. Невозможно предсказать, как сложится дальнейшая деятельность Валерии. Но надеемся, что своё первое выступление Валерия запомнит на всю жизнь.  А университетский научный семинар, на котором выступила впервые школьница, останется в летописи сайта.

Из отзывов участников семинара о выступлении Валерии:

Некоторые погрешности. Но для уровня 9 класса очень круто!

Для 9 класса "5+"

Браво!

Давай ещё!

В конце выступления прозвучали традиционные аплодисменты. Они показались искренними и уважительными.

Классный был семинар!

Оба докладчика продемонстрировали очень высокий уровень выступления на научном семинаре для своего возраста. И я бы не стал критиковать Виталия за отсутствие графиков и наличие опечаток - попробуйте за один день подготовиться к семинару в НИТИ, это очень сложная задача, с которой Виталий справился, на мой взгляд, на твердую пятерку (естественно, по пятибальной системе). Ну а Валерия - это, скорее, уникум в бездарном море современной молодежи.

 Pavel, твоё справедливое замечание (в удалённом комментарии) учтено и сразу внесены исправления в текст. Сомнения были, конечно. Как называть, если уже не аспирант (в первой редакции был именно аспирант), но ещё не кандидат наук? Но спешить не надо было, согласна.

А вот вывод 

Ну а Валерия - это, скорее, уникум в бездарном море современной молодежи.

заставил задуматься. И Валерию, наверное, не следует захваливать, и современную молодёжь называть бездарной, дары (не раскрытые пока) даны всем. Несмотря на опубликованную установку бывшего министра образования:

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя...

творческие целеустремлённые молодые люди всё-таки вырастают в усиленно насаждаемом обществе потребления. У современной молодёжи сложный извилистый путь познания мира. Прорыв обязательно будет, иначе человечество не выживет.

P.S. За комментарии искренняя благодарность. Взаимопонимания на предстоящей  конференции в Казани!

Впечатлений у меня, конечно, много.  Рада, что мое выступление хорошо оценили. По моему мнению я выступила, конечно же, не идеально. Волновалась да еще и выступала по тезисам.  Главное, что я через это прошла, несмотря на некоторые мои оплошности из-за волнения. Я, несомненно, буду рада выступить через какое-то время, когда хорошенько подготовлю новый материал. 

Удивило то, что ученые общались со мной почти на равных, не беря в учет мой возраст. Задавали мне весьма высокие вопросы и выдвигали крупные теории. Все общались во время выступления со мной так, будто я не первый раз выступаю. К такому я уже привыкла. Со мной с самого детства большинство близких людей общались на равных в данном плане. И знаете, это придает уверенности в себе!

Поэтому хочу сказать, что у меня в целом остались очень приятные воспоминания о своем первом выступлении. Это был еще один важный шаг на пути к науке. Спасибо :)

Репортаж мне понравился, приятно читать о своем выступлении.

Pavel, спасибо за комментарий.