Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Научно-популярная лекция для одного человека

 

 

 

 

29 марта 2014 года в Ульяновском государственном университете руководитель Лаборатории космических исследований провёл научно-популярную лекцию для единственного слушателя.

Но событие заслуживает,  чтобы фоторепортаж остался на сайте, как бы пессимистично не воспринималась ситуация со стороны.

 

 

 

 

Не будем анализировать, почему так произошло. Просто по факту: на школьных каникулах в холодный не по-весеннему день в университет пришла ученица 9 класса СОШ № 48 г. Ульяновска с красивым именем Валерия и оказалась единственым участником.

Преподавателей инженерно-физического факультета высоких технологий не смутило такое стечение обстоятельств. Заместитель декана Вадим Владимирович Самойлов произнёс небольшую вступительную речь, как если бы большая аудитория была полностью заполнена, только слегка оттенив мягкой улыбкой.

Валерия также восприняла ситуацию естественно. И лекция началась. Она продолжалась полтора часа, полноценная университетская лекция, как предусмотрено для студентов.

Название лекции - Солнце. Но в действительности доктор физико-математических наук рассказал не только о нашей ближайшей звезде. Сколько не доводилось присутствовать на лекциях Виктора Михайловича Журавлева, ни одна лекция не повторяется, даже с использованием одной и той же презентации и названия. Именно для этой лекции была подготовлена новая презентация. Но содержание автор вкладывает, каждый раз импровизируя.

Фотография слайда, показывающего сравнительные размеры нашего Солнца с другими звёздами, получилась размытой. Даже Солнце стало "двойной звездой". И в лекции были обозначены многие неясные вопросы, связанные с реальными процессами, происходящими внутри Солнца.

Есть модель, вскрывающая внутреннее строение нашей звезды. Хотелось сфотографировать этот слайд без руки лектора, но не удалось. И получилось символично. Учёный будто бы проникает внутрь Солнца, но возникает тень, как второй наведённый смысл изучаемого.

Вращающаяся анимация взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем, воздействующая на студентов, как гипноз. Но Валерия мужественно выдержала и гипнотическое, и психологическое воздействие университетской лекции для ученицы 9 класса в огромной аудитории. Своих вопросов Валерия не задавала, но на все вопросы лектора-профессора отвечала совершенно верно, что воспринималось с удивлением, так как многие рассмотренные в лекции факты в 9 классе ещё не изучались. Письменный отзыв Валерии

Я узнаю много нового из области физики, того, что мы не проходили в школе. Всё рассказывается доступным и понятным языком

был воспринят как вежливый ответ воспитанного человека.

Поразительное впечатление произвело письмо, присланное на следующий после лекции день по электронной почте.

... я собираюсь стать астрофизиком. Но начинала я свой путь в науку с оптики и оптических явлений в атмосфере Земли. Именно это было основной темой моих исследований раньше, да и сейчас я уделяю этому немало времени. Я наблюдаю за небом, вижу многое, что на нем происходит. Постоянно наблюдаю такие оптические явления, как гало, глории, различные венцы и другие. Наблюдаю я и астрономические явления. Специально для этого в этом году я приобрела телескоп Celestron. Именно на тему природных феноменов, которые можно увидеть на небе, и сделан мой первый сайт:  http://opticheskiyfenomen.wordpress.com
Мой второй сайт, посвящен науке в целом. Правда, я не так уж и часто выкладываю туда свои научные статейки, т.к. зачастую просто не хватает времени. Ссылка: http://sciencesinworld.wordpress.com

Оба свои сайта я создала для популяризации науки, в особенности - физики. И мои сайты, действительно, привлекли множество новых людей, которые теперь так же, как я интересуются наукой.

Больше всего внимания я, конечно, уделяю своему научному сообществу в гугл. Там я выкладываю свои статьи, делюсь с читателями интересными фактами из области науки, а так же рекомендую интересную литературу по физике, которую сама уже прочла.

Лаборатория не рекламируют другие сайты. Но сайты Валерии достойны внимания. После этой поясняющей информации возникло сомнение, а не слишком простой оказалась научно-популярная  лекция, учитывая уровень знаний Валерии?

Кроме того, Валерия сделала заявку на выступление в конференции.

Разрешение на публикацию письма получено.

Валерия, безусловно, девочка выдающаяся: широкий круг интересов, работоспособность, эрудиция, прекрасный литературный стиль. Уровень ее научно-популярных статей, конечно, зависит от уровня и актуальности используемой литературы. Замечательно, что она увлекает за собой, сама радуется и призывает других посмотреть, «как прекрасен этот мир!». Надеюсь, что она понимает, что для того, чтобы писать настоящие научные статьи, придется еще очень много учиться и работать, надо рассчитывать на длинную дистанцию, чтобы достичь современного уровня науки в наиболее заинтересовавших направлениях. Уверена в ее будущих успехах!