Космические новости 18-24 января 2008 года

Авария на зонде Ulysses в самый критический момент едва не сорвала работу с зондом Messenger.
В проекте лунного корабля Orion найдена критическая ошибка.
Сергей Иванов обещает, что Роскосмос начнет строительство нового космодрома уже в этом году и закончит к 2016-му. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

увеличить
Сбой на аппарате Ulysses вынудил ученых использовать для связи с ним все основные ресурсы и едва не привел к нарушению работы миссии Messenger

увеличить
Экипаж МКС проводит эксперименты, учения и готовится к приему грузовика «Прогресс» и шаттла Atlantis

увеличить
В проекте американского лунного корабля Orion обнаружена ошибка, исправление которой потребует нескольких месяцев

увеличить
Индийская ракета PSLV вывела на орбиту новый израильский военный спутник TecSar

увеличить
Полет грузовика «Прогресс М-61» завершен: отработав свое, корабль сгорел в плотных слоях атмосферы

увеличить
Ремонт датчиков на внешнем топливном баке шаттла Atlantis должен быть завершен на этой неделе

18 января

Глава Агентства космических исследований Индии (ISRO) Мадаван Нейр (Madavan Nair) сообщил, что его ведомство планирует запустить спутник для изучения Солнца. Небольшой, весом в 100 кг, аппарат Aditya будет запущен на околоземную орбиту. Спутник будет изучать фундаментальные явления, происходящие внутри солнечной короны, и всех связанных с этим явлений в магнитосфере Земли.

19 января

ЧП на станции Ulysses едва не сорвало получение информации с зонда Messenger, изучающего Меркурий. Связь с зондом планировалось осуществлять 3-мя станциями дальней космической связи, оснащенными одной антенной апертурой 70 м и двумя 34-метровыми. Именно 70-метровая антенна выделена для связи с зондом Messenger в ключевой момент – при пролете вблизи Меркурия. Однако произошло ЧП на другой станции, зонде Ulysses, который как раз в этот момент находился в наиболее удобном для исследования приполярных областей Солнца участке – и как раз в то время, когда были зафиксированы процессы, которые могут означать начало нового цикла его активности. Авария на Ulysses потребовала выделения 70-метровой антенны для связи с ним, а связь с зондом Messenger в момент пролета вблизи Меркурия велась 34-метровыми антеннами. Однако собранная зондом информация не пропала и сохранилась в бортовом записывающем устройстве. Позже с аппаратом удалось установить связь при помощи 70-метровой антенны и получить собранные им данные.

Тренировку по действиям в случае утечки воздуха и падения давления на МКС провел экипаж в составе Юрия Маленченко, Пегги Уитсон (Peggy Witson) и Даниела Тани (Daniel Tani). Тренировка продолжалась один час. За это время экипаж освежил навыки действий в аварийных ситуациях.

20 января

Специалисты NASA нашли ошибку в проекте корабля Orion, который должен отправиться к Луне в 2020 г. Инженеры утверждают, что найденный дефект обнаружился случайно, но в случае запуска ракеты он мог привести к аварии уже на первых минутах полета. О том, что это за ошибка, не сообщается, но устранить ее планируется уже к марту нынешнего года.

Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый сообщил, что российский проект исследования нашего спутника «Луна-Глоб» расширился. В ходе экспериментов будут использоваться пенетараторы – ударные проникающие зонды, которые сбросит космический аппарат с окололунной орбиты. «Решено использовать пенетраторы японского производства, поскольку российские технологии в этой области можно считать утраченными», — сообщил академик Зеленый.

21 января

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что работы по созданию нового космодрома в Дальневосточном регионе страны Роскосмос начнет уже в этом году. Он же пообещал, что в 2008 г. финансирование космической отрасли возрастет на 13%.

В 06:45 по московскому времени с космодрома Шрихарикота специалистами индийского космического агентства ISRO успешно запущена ракета-носитель PSLV с израильским спутником TecSar на борту. Спутник TecSar весит около 260 килограммов. Его оснащение позволит Израилю рассмотреть из космоса даже очень мелкие объекты сквозь облака и пылевые бури.

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-63». Старт намечен на 5 февраля, задача запуска – доставить на МКС компоненты топлива, научное оборудование, расходные материалы, кислород и продовольствие для экипажа. Параллельно готовится запланированный на 28 января старт ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским телекоммуникационным спутником «Экспресс-АМ33».

NASA купило у компании ETSimulants имитатор лунного реголита — 40 тонн «поддельной» лунной пыли. Реголит необходим для тестирования на пылезащищенность оборудования, предназначенного для работы на Луне.

22 января

Завершен полет грузового корабля «Прогресс М-61»: он сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Несгоревшие обломки затонули в заданном районе Тихого океана.

На космодром Плесецк доставлен космический аппарат малого класса «Юбилейный», откуда он вместе с 3-мя другими спутниками будет запущен ракетой-носителем «Рокот». По словам специалистов, «Юбилейный» — это первый этап по возобновлению работ по созданию малых отечественных спутников. Его негерметичная платформа станет базовой для целой серии космических аппаратов массой до 100 килограммов.

В преддверии прибытия грузового корабля «Прогресс» и шаттла Atlantis экипаж МКС проводит 4-дневный тест аппаратуры спутниковой навигации и конфигурацию вестибюля модуля Destiny. Тем временем Юрий Маленченко провел сессию эксперимента «Пневмокард», цель которого – изучение влияния невесомости на вегетативную регуляцию кровообращения, дыхания и сократительную функцию сердца.

23 января

Первый вице-премьер Сергей Иванов потребовал от Роскосмоса, чтобы новый космодром Восточный был готов для запуска ракет-носителей любого типа к 2016 г., а к 2018 г. с него можно было бы проводить и пилотируемые полеты. Он также пообещал, что в текущем году Россия существенно увеличит интенсивность космических запусков, в том числе – выведет на орбиту 6 новых спутников системы ГЛОНАСС.

Сообщается, что ремонт датчиков на внешнем топливном баке ET-125, который будет использован при запуске корабля многоразового использования Atlantis по программе STS-122, должен быть завершен в ближайшую пятницу. Если это действительно удастся, то весьма вероятно, что челнок удастся запустить в запланированные сроки, т.е. 7 февраля.

24 января

Сообщается, что японский космонавт Такао Дои (Takao Doi), который отправится на МКС в марте, планирует запустить внутри космической станции бумеранг, чтобы проверить, сможет ли данный предмет летать в условиях нулевой гравитации.

Производство наземной аппаратуры потребителей навигационной космической системы ГЛОНАСС будет увеличено – об этом рассказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. «Мы рассчитываем, что будем выпускать каждый месяц 1,5-2 тыс. приемников», — сказал он, добавив, что ГЛОНАСС покроет на 100% территорию России к концу 2008 года.

по материалам «Новости космонавтики»