Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Датские инженеры-любители успешно запустили суборбитальную ракету

3 июня любительская космическая ракета, созданная двумя конструкторами-любителями из Дании, произвела успешный старт с морской платформы в акватории Балтийского моря, неподалеку от острова Борнхольм. Проектировать ракету датчане начали около года назад, причем первый пробный старт был запланирован на осень прошлого года, однако в последний момент он был отменен из-за неполадок в одном из узлов ракеты.

 

 

 

 

Датский национальный вещатель TV2 News взял интервью у одного из авторов проекта Петера Медсена, который сообщил, что ракета была полностью создана любителями на их собственные деньги и на деньги добровольных спонсоров через интернет. Всего проект по созданию и испытанию любительской ракеты проходил на протяжении трех лет, а значительная часть денег была передана частными лицами, которых ни Медсен, ни второй автор проекта Кристиан Фон Бенгтссон (ранее работавший в НАСА), никогда не видели.

 По словам Медсена, в прошлом сентябре запуск пришлось отменить по банальной причине: фен для сушки волос, который здесь должен был предохранять жидкостный двигатель от охлаждения и замерзания, сломался. Сейчас все системы ракеты отработали как положено и в 18:32 мск любительская ракета успешно поднялась в воздух.



Запуск, как и было запланировано, состоялся с буксируемой морской платформы (фотографии Bo Tornvig, Copenhagen Suborbitals).

9-метровая ракета, массой 1,6 тонн достигла после взлета высоты в 15 километров, как и было запланировано. Изначально планировалось, что ракета достигнет высоты в 30 километров, но авторы проекта решили сократить объем топлива, чтобы снизить массу.

Новая суборбитальная ракета, получившая название Hybrid Exo Atmospheric Transporter 1X или HEAT-1X, несет на себе прототип космической капсулы Tycho Brahe с одним пилотом-манекеном.

По словам Медсена, также сооснователя компании Copenhagen Suborbital, в рамках первого старта предстоит получить данные о перегрузках, получаемых пилотом во время старта. По расчетам датских инженеров, они должны составить не более 3G, причем в капсуле пилот занимает полусидячее положение, что должно ему позволить легче переносить высокие перегрузки. Медсен говорит, что на этапе посадки капсулы пилот может столкнуться с более высокими перегрузками и задача инженеров заключается в том, чтобы эти перегрузки не были слишком высоки. Садиться капсула после входа в атмосферу должна за счет парашюта.

Стоимость создания одной ракеты Hybrid Exo Atmospheric Transporter 1X составляет 73 000 долларов. В эту сумму не включены расходы, связанные с разработкой, доставкой к месту старта и топливо ракеты.

Отслеживали ракету сразу же после старта разработчики при помощи GPS, так и за счет локально установленного радара. Медсен говорит, что в разработке ракеты принимала участие команда из 19 инженеров. "Если бы мы были коммерческим проектом, то разработки ракеты, скорее всего, обошлись бы нам значительно дороже", - говорит руководитель проекта.

 Датские инженеры говорят, что при разработке капсулы Tycho Brahe они ориентировались на аппараты НАСА Gemini и Apollo.

 В новой ракете в качестве окислителя выступает кислород, а в качестве основного топлива выступает полиуретан. Двигатели ракеты с момента старта проработали как минимум 60 секунд и создали общую тягу примерно в 4100 кг.

источник: www.cybersecurity.ru

А есть какая-нибудь информация по двигателю? Судя по тому, что отрыв происходит в момент прохождения команды "Старт" (видно на видео), это то ли РДТТ, то ли ЖРД с вытеснительной подачей топлива (насколько я могу судить). В первом случае не понятно, для чего все это (задача-то относительно простая).

А вообще, ребята, конечно, молодцы!

Разрез связки HEAT-MSC. Коричневым цветом показано твёрдое топливо. Красным – бак с жидким кислородом. Цветом морской волны – пилотируемая капсула (иллюстрация Copenhagen Suborbitals).

HEAT гибридный ракетный двигатель (твёрдое топливо – та же эпоксидка плюс жидкий кислород) должен работать 60 секунд, создавая тягу в 40 килоньютонов.

Этого должно хватить для стартового ускорения около 3 g, достаточного для набора должной скорости и суборбитального прыжка, вполне переносимого для обычного человека.

На википедии пишут, что наличие твердого компонента позволяет существенно упростить конструкцию, что делает ГРД одним из самых перспективных, надежных и простых типов ракетных двигателей.