Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Научный семинар 18 сентября 2014 года

 

 

 

 

18 сентября 2014 года в 16.30 в аудитории 309 НИТИ УлГУ (4 корпус) состоялся очередной еженедельный научный семинар.

В программе семинара заявлен доклад:

1. Поверхностные поляритоны в системах, содержащие нелинейные среды.

 

Докладчик:  Дмитрий Германович Санников 

 

 

 

Дмитрий Германович Санников впервые выступал на научном семинаре НИТИ, причём он сам попросил о том, чтобы его заслушали, подойдя к окончанию предыдущего семинара. Так как он ранее не присутствовал на семинаре НИТИ, то фраза Дмитрия Германовича в начале своего выступления, что он изложит суть работы за 10 минут, вызвала улыбки постоянных участников. Забегая вперёд, сообщу, что этот семинар закончился после 19 часов, затратив на выяснение тонкостей свыше двух с половиной часов.

Вопросы посыпались практически после первых вступительных слов. И вопросов оказалось столько, что докладчик вынужден был мягко остановить поток, сказав, что всё станет ясно в конце выступления, вставив ремарку: "если мы, конечно, дойдём до этого". 

Эта просьба не очень подействовала. Докладчик решился на более резкий ответ: "Если вас так интересует кристаллография, я могу послать вас ... к Аграновичу."

На научном семинаре участники получают важный опыт не только публичных выступлений при жёстком фильтре, но и осваивают методику гашения вопросов ради того, чтобы всё-таки изложить суть. Вырабатываются дипломатические и другие умения.

Я не знаю, от чего зависит количество участников семинара, темы выступления или личности докладчика. В этот раз пришли многие, много было молодых людей. Студент Виталий Морозов утратил статус самого молодого участника, так как на этом семинаре был студент третьего курса (и на 3 курсе всего 18 дней) Павел Итрин, которого привлекли к научной работе через Лабораторию космических исследований УлГУ сразу после поступления на первый курс университета.

Дмитрий Германович Санников - молодой доктор физико-математических наук и даже уже профессор. Чувствовалось, что Дмитрий Германович поглощён своими научными расчётами, (какая лазерная указка, когда волнует проблема?). Несколько раз подчеркнул, что он - чистый теоретик, не экспериментатор. "С предельным переходом помучился месяц."

Чтобы уменьшить внешний натиск, докладчик даже сам обратился с вопросом к молодёжи: "Вы помните различие между металлами и полупроводниками?" Это уже вопрос опытного преподавателя, здраво оценивающего знания студентов после неоднократного отрезвляющего приёма экзаменов и зачётов.

Правда, среди слабо настроенной на научные исследования массы студентов, всегда появляются редкие самородки, которые, несмотря ни на какие изменения в обществе, выбирают сложный непредсказуемый, но такой увлекательный для истинных ценителей путь в Науку. На семинар вместе с Дмитрием Германовичем пришёл его аспирант Иван Паняев.

Он был одним из самых внимательных слушателей. Более того, судя по высказываниям Дмитрия Германовича, Иван принимал непосредственное участие в расчётах и подготовке презентации. Научный руководитель постоянно подчёркивал, что работа общая. Если и говорил "я", тут же поправлял себя "мы подсчитали". В отдельные моменты Дмитрий Германович даже консультировался с Иваном, что не могло не привлечь внимания. 

Конечно, не остались незамеченными и слова докладчика: "Я настаиваю, что задача совершенно новая и математически решена безукоризненно." 

Договариваясь о выступлении на семинаре, Дмитрий Германович просил консультации у Виктора Михайловича Журавлев, чтобы он помог разобраться в возникшей проблеме, почему рецензент научного журнала сделал замечания и отклонил статью для публикации. Виктор Михайлович активно включился в обсуждение. Но первым заметил некорректность в расчётах Олег Витальевич Иванов.

В конце концов Виктор Михайлович и Олег Витальевич "раскрутили" все выводы и нашли математическую ошибку, о чём Виктор Михайлович деликатно сказал: "С математической точки зрения это нехорошо, мягко говоря, неправильно."

Количество вопросов стремилось к бесконечности, задавали заинтересованно 7-8 человек профессорско-доцентского уровня.

Василий Александрович Орлов равнодушно-безучастным не бывает ни на одном семинаре. Вопросы у него есть всегда. На этом семинаре один из вопросов прозвучал так:

-  Для чего была проделана эта неблагодарная работа?

Но ведь докладчик прошёл сито двух диссертационных советов и ответил очень достойно:

- Всегда благодарен за адреналиновые вопросы...

Это разрядило обстановку, и дальнейший ответ был уже не важен..

Ни обнаруженная ошибка в расчётах, ни затянувшееся по времени обсуждение не повлияли на заслуженные благодарные аплодисменты. Это наука, сложный тернистый труд.

В истории науки есть поучительный факт. Тихо Браге, признанный астроном, в течение нескольких десятилетий проводил наблюдения видимых (без телескопа!) небесных светил и отмечал их положения на своих знаменитых небесных картах.  И вдруг заявил о себе Николай Коперник, утверждая, что все планеты вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли, как все считали в то время. Тихо Браге посмотрел работы Коперника и обнаружил ошибки в определении положения звёзд и планет. Это дало ему основания считать, что ВСЁ, что делал Коперник, ошибочно. Тихо Браге, проделав в течение жизни точные расчёты, умер с мыслью, что планеты вращаются вокруг Земли.

Как всегда, после завершения семинара НИТИ, торопились расходиться не все. 

Дмитрий Германович и Иван Паняев высказали слова благодарности в адрес участников семинара за обсуждение, пообещали обязательно приходить на семинары НИТИ ... и не пришли. 

Не в упрёк. Получается, что тем, кто приходит на семинар выступить только со своей работой, другие исследовательские темы совершенно не интересны. Да, есть обстоятельства, недостаток времени, совершенное другое научное направление...  Но основная причина - нежелание вкладываться в других.

Давно подмечена дивительная вещь - чем меньше отдаёшь, тем меньше и получаешь. Получаешь, только отдавая! При этом ничего не следует ждать взамен. Активное участие в семинаре даёт личностный рост.  Кроме того, научный семинар обеспечивает развитие Науки. И это высокая цель, достижению которой многие выдающиеся ученые посвятили свою жизнь. 

Фоторепортаж этого семинара на сайте НИТИ.