Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Лаборатория космических исследований в СОШ № 66 г.Ульяновск
6 декабря 2014 года состоялась ответная встреча учеников 3-го класса СОШ № 66 г. Ульяновск, их учителей и родителей с Лабораторией космических исследований, которую на этой встрече представляли Валерия Рибенек и Павел Павлович Миронов.

Предыдущая встреча прошла 17 октября в Ульяновском государственном университете. На этот раз проведение мероприятия в своих стенах организовал уже коллектив учителей и родителей учащихся средней общеобразовательной школы № 66.
Сама встреча условно разделилась на 2 части. Первый сегмент события, посвященный привлечению талантливых школьников в научную деятельность, был целиком и полностью отдан ученице 10 класса СОШ № 48 Валерии Рибенек.   

Валерия выступила перед внимательной и заинтересованной аудиторией с 2-мя докладами, посвященными фундаментальным понятиям в таких областях науки как астрономия, астрофизика и даже (хотя и косвенно) космология!

В своем выступлении Валерия объяснила детям структуру Солнечной системы, рассказала об основных известных фактах, посвященным окружающим нас планетам. Также была затронута тема искусственных спутников Земли, а также всегда интересное и заманчивое описание галактик. Что интересно, для большинства присутствующих стал откровением тот факт, что галактики, вообще говоря, сближаются, и что когда-то (через миллионы или даже миллиарды лет) наши потомки-астрономы, вполне возможно, глядя через телескоп на небо, будут наблюдать совершенно иную картину, чем сейчас.     

Выступлением Валерии Рибенек ученики, их учителя и родители остались очень довольны. Оно послужило, так сказать, "затравкой" ребят к занятию научными исследованиями. Далее слово взял младший научный сотрудник НИТИ УлГУ Миронов Павел Павлович.

Выступление Павла было больше организационным, чем познавательным. Основная задача, стоявшая перед выступающим была понять, чем конкретно хотят заниматься юные ученые и попытаться помочь определиться с постановкой научной цели.  

Из диалога двух сторон сразу стало понятно, что молодые исследователи скорее "экспериментаторы", чем "теоретики". Родители и их дети в один голос твердили о желании проведения ими научного эксперимента, хоть как-то связанного с космической деятельностью. После достаточно продолжительной беседы наконец выявился круг задач, которые школьники могли бы выполнить, а именно:

1. Измерение ускорения свободного падения на Земле с помощью математического маятника;

2. Измерение зависимости артериального давления взрослого человека от основных погодных характеристик (температура, давление), а также от состояния магнитного поля Солнца;

3. Изучение уровня знаний и интереса к космосу старшеклассников путем анкетирования. 

Также Павлом Мироновым было проинформировано о проведении Лабораторией космических исследований в 2015-м году ежегодной научной конференции с международным участием "Космос и наука", выступить на которой может любой желающий, естественно, со своими самостоятельными научными исследованиями. 

Встречей с представителями ЛКИ юные таланты из СОШ № 66, а также их учителя и родители остались очень довольны! Кстати, если говорить о родителях, то одним из их представителей, присутствующих на данном мероприятии, был сотрудник НИТИ Вячеслав Родионов. Так сказать, увлеченность наукой передается из поколения в поколение! И встреча 6 декабря 2014 года тому только подтверждение.

Фото: Миронов П.П., Родионов В.А.

Из письма по электронной почте:

Только что вернулась со встречи из 66-ой школы. Все прошло удачно. Показалось, что детям и родителям, которые присутствовали на встрече, было интересно.

Вначале я провела, как и обещала научно-популярную лекцию с использованием материалов из Космофизического практикума "Спутник - на урок!", рассказала о Космосе, показала мультимедийный альбом "Вселенная — мир, безграничный во времени и пространстве". Мне кажется, что это их впечатлило!

А затем мы с Павлом отвечали на вопросы родителей и разруливали, так сказать, вопрос с темами их дальнейших работ, старались определить основные цели, как это будет проходить, объясняли, как это правильно делается и что будет лучше для учеников 3-ого класса. 

Класс (7 человек участников, как я поняла) условно разделился на две группы, которые собираются исследовать 2 различные темы. Первая группа так и осталась со своей темой - Сила всемирного тяготения. Уж очень их эта тема заинтересовала. Таким образом, мы решили, что группа с этой темой будет исследовать силу тяжести на поверхности Земли и ускорение свободного падения.  Они планируют поставить небольшой стандартный эксперимент по измерению ускорения свободного падения, хотят для этого воспользоваться университетской лабораторией. Думаю, провести самый простой эксперимент, какие проводят в школе, они смогут и поймут его.  

Второй группе тему помогла выбрать я. Они уже принесли несколько возможных тем, но большая часть из них были или уже исчерпаны (полностью изучены) или очень сложны. Они предлагали и тему жизни на Марсе, и тему "черных дыр". Конечно же, это слишком сложно для 3-ого класса да и для самих родителей (это для ученых-то весьма сложно).
Поэтому мы остановились с ними на теме "Влияние космоса на человека". Если конкретно, то я по этой теме предложила им исследовать, как солнечная активность и магнитные бури действуют на людей. Для этого они согласились взять графики активности Солнца и магнитных бурь из интернета (я предоставлю им сайты - там все просто достаточно) и опросить множество людей старшего поколения (в основном) на счет их состояния в дни магнитных бурь. Ну, и естественно, найти закономерности между магнитными бурями и состоянием людей. Кроме того, обе группы хотят провести какие-нибудь несложные анкетированные опросы в своей школе.  Например, "Нравится ли вам Космос?" и другие. 

Я была приятна удивлена тем, что столь юные ученики и их родители так хотят заниматься научной деятельностью. У них высокий энтузиазм и желание. Это уже хорошо! Надо сказать, начинать всегда тяжело, но я надеюсь, что у них все получится. Я бы с радостью продолжила им помогать в этом (да и вообще всем, кто желает и старается).

Спасибо, что доверили решение данного вопроса. Надеюсь, я помогла. По крайней мере, дети и родители определились с темами, наметили фронт работы, им стало все гораздо яснее, чем было до этого. Мы с Павлом постарались ответить на все интересующие их вопросы.

Валерия Рибенек, 6 декабря 2014 года