Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
"Лаборатория будущего" в Ульяновске

 

 

 

 

21 марта 2015 года в Ульяновской «Лаборатории будущего» - FutureLab состоялась лекция по теории решения изобретательских задач (сокращённо - ТРИЗ), автор которой - советский изобретатель и фантаст Генрих  Альтшуллер

Занятие провёл доцент Ульяновского государственного университета Вадим Владимирович Самойлов.

 

 

Есть видеозапись, благодаря которой можно почувствовать себя заочным участником:

На первой лекции Вадима Владимировича ТРИЗ была обрисована в общих чертах, а основной акцент был сделан на других, не-ТРИЗ-овских методах активизации творческого мышления:
1. Метод проб и ошибок - самый неэффективный из всех.
2. Мозговой штурм и его развитие - синектика.
3. Метод контрольных вопросов.
4. Метод фокальных объектов.
5. Морфологический анализ.

По ряду из этих методов были проведены мини-треннинги. Они требовали значительного раскрепощения мышления. Например, как размышляя о лосе (большом, лохматом, рогатом), можно усовершенствовать летательный аппарат и даже изобрести нечто новое? Как представить обычное необычным, а необычное - обычным? Как увидеть техническое устройство в виде множества маленьких человечков? Как в одно и том же объекте, процессе, свойстве найти одновременно и хорошее и плохое? Мы ведь привыкли к «чёрно-белому» мышлению (это - однозначно хорошо, а это - однозначно плохо; этот человек - друг, а этот - враг), а здесь предлагалась радуга цветов. Пожалуй, для «солидных» людей всё это - бред или баловство. Но именно такая гибкость мышления, ассоциативность и нецепляние за привычные правила и стереотипы и может привести к чему-то новому, доселе неизвестному. Как сказал Вадим Владимирович, изменение мышления - это суть любого образования, а изменение мышления от обыденного (отягощённого стереотипами и условностями) - к творческому (свободному, устремлённому к Новому, устремлённому в Будущее) - это суть креативного образования посредством креативной педагогики. Для людей, работающих в области техники, креативное образование, это - переход от конструкторского мышления к изобретательскому.

Согласно ТРИЗ, наиболее сильные решения проблемы находятся вне той специальной области, в которой она сформулирована. Требуется выход из этой узости. Отсюда - используемая в ТРИЗ переформулировка задач в «непрофессиональных» терминах, поскольку профессиональные тянут за собой привычные стереотипы и ограничения.

В лекции затрагивался вопрос о возможных источниках новых идей. Например, о научной фантастике, как одном из таких источников. Соляристов интересует научная фантастика и, более того, нередко они сами выражают свои необычные и спорные идеи в форме собственных научно-фантастических произведений.

Но чем хуже в этом (эвристическом) плане различные сказки, а также - мистические, эзотерические тексты (особенно, древние, которые почему-то не забываются в памяти человечества, несмотря на, казалось-бы, явные логические и фактические огрехи)? Чем хуже здесь различные оригинальные идеи всякого рода непризнанных изобретателей и «псевдо/лжеучёных»? Все перечисленные источники могут содержать интуитивно прозреваемые авторами глубокие идеи, однако часто выраженные в сырой, формально и фактически некорректной форме, порой с большим апломбом и самовозвеличиванием. Однако, если отбросить эту внешнюю шелуху, нередко можно найти нечто интересное в подобных источниках. И почти всегда за ними стоит некая Мечта, знакомство с которой тоже бывает интересно и полезно. Ведь, по Альтшуллеру, именно представление идеального конечного результата, т.е., обобщённо говоря - Мечты - часто выводит нас в область сильных решений стоящих перед нами проблем. Такие спорные и неоднозначные идеи всегда интересовали Солярис, что вызывало непонимание и критику со стороны «солидных» людей.

Другой путь поиска новых идей - подсмотреть нечто у живой природы, сопоставить биологическую и техническую эволюцию (бионика).

Весьма интересно изучение законов эволюции мысли (научной, технической), выделение её масштабных логических ходов в истории науки и техники. Знание этих законов как раз и позволит разработать наиболее эффективную методику осуществления творческого процесса в науке и технике.

Интересное убеждение свойственно ТРИЗ: при решении любой проблемы нужен не компромисс (когда обе стороны в чём-то уступают друг другу, а значит - проигрывают), а - взаимный выигрыш. В первом случае происходит механическое соединение, готовое распасться при любом удобном и неудобном случае. Во втором же - происходит синтез, органическое соединение, «симфония». Это перекликается с глубинными российскими архетипами мышления. Недаром ТРИЗ родился и развивается на российской почве (СССР - это, в широком смысле - Россия).

Со следующей лекции начнётся собственно освоение ТРИЗ. Курс обещает быть интересным. Приглашаются все желающие. Следующие 4 лекции будут проходить по средам с 18.30 до 20.30 и субботам с 16 до 18.

Впрочем, будьте готовы к тому, что лекции продлятся на 1-1,5 часа дольше заявленного времени (как это случилось на первом занятии), поскольку процесс затягивает аудиторию.

Источник информации

Уважаемый Sol!

Вы дали ссылку на очень познавательную статью на сайте Солярис. У вас нет возражений на выставление информации на данном сайте?

Полина пишет:
Уважаемый Sol!

Вы дали ссылку на очень познавательную статью на сайте Солярис. У вас нет возражений на выставление информации на данном сайте?

Я не против размещения данной информации на сайте ЛКИ. Только, насколько я понял, FutureLab не имеет отношения к УлГУ. Это нужно уточнить либо у них самих, либо у Вадима Владимировича.

Хочу ещё добавить адрес, где находится FutureLab и где проходят лекции: ул.Ленина, 78.