Лаборатория космических исследований

Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского

Ульяновский Государственный Университет
Коротко о чёрных дырах и пульсарах

Насколько я понял это отрывок из "Путешествие к краю вселенной". Сам фильм красивый, и научное содержание есть, но то, что мне не понравилось, - это зацикливание на всяких смертельных опасностях и дьявольских штуковинах, когда в фильме расказ доходит до квазаров, то выключить хочется, не даёт этого сделать только красивая анимация. 

Вообщем, фильм стоит показывать, начинающим. Хотя мне сейчас уже он кажется больше каким-тослишком уж повёрнутый в сторону эмоций страха перед "ужасающей мощью космоса". По моему мнению фильмы про космос должны прививать восхищение перед красотой космоса, а не перед его разрушительной силой. 

У меня есть знакомая студентка с жур.фака МГИМО, она с недавнего времени начала увлекаться астрономией, и восхищается она отнюдь не тем, что там в чёрную дыру засасывается целые звёздные скопления (образно говоря) или не вспышки сверхновых на всю Вселенную, но прекрасные снимки звёздных кластеров и далёких галактик, россыпи звёзд Млечного пути и панеты. Вот и всех, я так думаю, должно это привлекать. А иначе вырастут люди и будут думать, что от космоса ничего кроме гамма-всплеска, сдирающего озоновый слой с земли, или кометы раскалывающую Землю пополам,  ничего ожидать более и нельзя. 

П.С. Всех преподавателей с днём Учителя. А вас Виктор Михайлович, Александра Ивановна, Рахиль Менашевна, я поздравляю персонально. Желаю удачных дней и идей, счастливых внуков и детей, весёлой жизни и, просто, космологического добра)).

Сережа!

Всегда интересуюсь твоими успехами. Большое спасибо за память.

Серёжа. спасибо за пожелание космологического добра. Оригинально и поднимает настроение.

Ещё более порадовал твой интересный отзыв о "Путешествии к краю вселенной". Мнение твоей знакомой студентки с жур.фака МГИМО поддерживаю, Космос - это прежде всего КРАСОТА!(с древнегреческого). Пусть о Вселенной пишут журналисты.

Но самое приятное, что ты вновь на сайте Лаборатории. Проект Астрономия активно продолжает Николай Стрижаков. Совсем недавно пришёл первокурсник-физик, который очень хочет заниматься именно астрономическими наблюдениями. Так что тропиночку от Лаборатории к звёздам ты протоптал. Все, кого ты поздравил, захотели ответить тебе на сайте.

Я могу сказать, что этот материал описывает поверхностное понятие о  Чёрных дырах и Пульсарах. Да, научное содержание отсутствует, так как отсутствуют разъяснение физических законов, действующее в Чёрной дыре и Пульсаре, терминов и выводов учёных.

В оглавлении и написано «Коротко о чёрных дырах и пульсарах». Если всё разобрать по ступеням, сделать фильм в научно – популярном жанре, объясняя все термины, физические законы работающие в Чёрной дыре и Пульсаре очень подробно, то фильм шел бы не 4 минуты, а минимум шел бы 3 – 4 часа.

Когда моему сыну было лет 12, он спросил: "А, что такое атомная бомба". Я решив, что это просто праздное любопытство, очень коротко, типа  Этого мультика, изложил поверхностную суть. Но как оказалось зря надеялся просто так отделаться от его вопроса. Он меня достал. Пришлось перерыть кучу материала по ядерной физике, доступных его пониманию, раз 15 начинать заново. Ему пришлось самому, сверх учебной програмы, изучать многие предметы. Длилось это почти пол-года.

А на каком-то, уже не помню, этапе, когда я понял, что он хочет стать ФИЗИКОМ, и был рад тому, он мне ответил, что это его совершенно не интересует и ему нравится дрессировать служебных собак. На мой вопрос "А зачем ты с таким диким желанием добивался этих знаний" - Он ответил: "Очень интересно было узнать". Наверное все дети так скроены. НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ИХ.

В этом видеофрагменте акцент сделан на простые образность и эмоциональность. Однако, нет каких-либо грубых ошибок. Поэтому, для начинающих астрономов раннего школьного возраста сделано неплохо.

А, вообще, для просветительства, для популяризации достижений науки (шире – культуры) нужен УМ (впрочем, он нужен не только в этой сфере деятельности). В частности, ум нужен и обычному учителю. Талант популяризатора, просветителя, учителя заключается в том, чтобы изложить глубокие идеи (современной науки или каких-либо других достижений человеческой культуры):

  • с одной стороныдоступно и понятно для целевой аудитории,
  • а с другой стороныточно и строго (без грубых ошибок, «ляпов»).

Совместить эти два требования часто очень и очень непросто, поскольку:

1) образы современной науки (особенно, теоретической физики) очень абстрактны и сложны;

2) просветитель сам должен понимать все глубины мысли, таящиеся за ними.

Однако, если это удаётся, эффект от такого просветительства огромен. Он заключается в том, что слушатель, читатель реально приобщается к глубинам человеческой культуры и это может дать ему существенный импульс для развития собственного ума, открытия собственного Внутреннего Учителя.

Анимация - 5+

Звук - 5+

Научное содержание - отсутствует.

Сценарий не оригинальный, много раз повторяющийся, в литературе называется сказками, в популистской интерпретации "лапша на уши"

Но в целом тянет на Нобелевскую Премию.

Madera пишет:

Анимация - 5+

Звук - 5+

Научное содержание - отсутствует.

Сценарий не оригинальный, много раз повторяющийся, в литературе называется сказками, в популистской интерпретации "лапша на уши"

Но в целом тянет на Нобелевскую Премию.

На Нобелевскую это, конечно, не тянет. Но с наукой здесь в целом все соответствует нашим современным представлениям.  Сам сюжет - это отрывок из длинного фильма о различных объектах во Вселенной. По Дискавери его показывают иногда. Основное, что, по всей видимости, удалось в какой-то мере передать создателям в этом сюжете   - это опасность таких объектов. На самом деле мы сейчас очень мало знаем, что творится возле таких остатков звезд и что творится внутри них. Пока имеются только догадки и уверенность, что такие объекты существуют. Особенно это относися к черным дырам. Ощущение опасности можно проиллюстрировать так.

Вторая космическая скорость для тела массы M и радиуса R можно рассчитать так:

$$V_{II}=\sqrt{2}\sqrt{\frac{GM}{R}}$$.

Эта скорость увеличивается при уменьшении радиуса тела при фиксированной массе.

Вторая космическая скорость у поверхности Солнца равна, примерно, 615 км/c. Понятно, что для современных аппаратов сближение с Солнцем - большая проблема. Эта же величина указывает на то, какую скорсоть приобретают кометы приближаясь к Солнцу. Через, примерно, 4-5 млрд. лет Солнце станет белым карликом  с почти той же массой (после сброса облочки). При этом радиус Солнца станет равным примерно радиусу Земли, т.е. радиус Солнца уменьшится примерно в 100 раз. Вторая космическая скорость у такого Солнца станет в 10 раз больше и будет равна около 6000 км/с. Тут вообще пока трудно представить с помощью какого аппарата можно улететь от такого объекта. Если бы массы у Солнца  было бы побольше, то со временем оно могло бы превратиться в нейтронную звезду. Если бы это произошло, то радиус Солнца уменьшился бы еще в 500 раз. При этом вторая космическая скорость увеличилась бы в 20-25 раз и стала бы примерно 120 000 км/c. А это уже треть скорости света. Осталось Солнцу сжаться еще раз в 10 и мы получаем черную дыру. Обнадеживает только то, что на расстоянии орбиты Земли при сжатии Солнца мы бы не ощутили изменений гравитационного поля, если масса звезды остается неизменной. Однако, если масса звезды уменьшится в два раза, то все ее планеты улетят в космос. Отсюда ясно - приближаться к звезде типа Солнце из-за гравитации нельзя ближе расстояния орбиты Меркурия, а для звезд большей массы это расстояние должно быть гораздо больше. Поэтому для звездолетчиков очень важно по внешним признакам устанавливать массу звезды.

Вторая опасность - это радиация. Вот тут сжатие Солнца для наблюдателя на расстоянии орбиты Земли было бы фатальным. При сжатии в белый карлик происходит сброс облочки с увеличением потока заряженных частиц до смертельного уровня. Не спасет ни магнитосфера, ни атмосфера. Температура ядра и поверхности Солнца тоже увеличится, что сместит спектр излучения в более коротковолновую область. При преобразовании Солнца в нейтронную звезду радиация возрасла бы еще в тысячи раз, а может и в миллионы раз. Ну а при преобразовании в черную дыру вообще не понятно, что происходит. В целом сюжет соответствует нашим общим знаниям. Даже то, что нейтронные звезды представляют собой вращающиеся с большой скоростью объекты (пульсары), из которых излучение выходит как из прожектора, это установлено с очень большой достоверностью близкой к 1.  Интересно было бы установить - на какое расстояние можно приближаться к тому или иному объекту. Когда-нибудь это станет важной задачей галактической навигации.

Madera пишет:
Научное содержание - отсутствует.

Сценарий не оригинальный, много раз повторяющийся, в литературе называется сказками, в популистской интерпретации "лапша на уши"

Но в целом тянет на Нобелевскую Премию.

Не могли бы Вы хоть как-то обосновать такую свою оценку этого материала?

Для ребёнка, смотрящего этот мультик, содержимое на экране является фактом неоспоримым. Может быть специалисты по детской психологии мне и возразят, и скажут, что психика ребёнка более критична по восприятию наглядного материала, чем взрослого учёного? - Не знаю!

Поэтому материал, в котором- "здесь в целом все соответствует нашим современным представлениям", для ребёнка является фактом абсолютным, этим самым, авторы фильма подменяют факт - представлением. (факт - сказка) Теперь можно представить себе в каком "складе" будут храниться у выросшего из этого ребёнка человека его "знания" об окружающем мире и как он будет их применять.

Если озвучить эти фильмы, как и положено по жанру, то следует начинать например так: В некотором царстве, в некотором государстве астроном Оле Лукойе ......

Пользы было бы больше.

А давайте зададим себе вопрос! Кому и зачем нужно вбухивать такие средства в дезинформацию о науке? Со своей стороны могу предположить, что это является инстинктом самосохранения и создаются эти "сказки" для тех, кто финансирует сказочников, а не для детей.

А Нобелевскую премию - за выдающиеся заслуги по дезинформации подрастающего поколения

Недавно мне довелось пообщаться с обычной девочкой 11 лет. Я была удивлена её эрудицией во многих вопросах, самостоятельным мнением и критическим отношением к взрослым. После этого я с интересом стала прислушиваться к разговорам детей и поняла, неожиданно для себя, что современные дети по уровню владения информацией не уступают взрослым, а в умении пользоваться компьютером и мобильной связью превзошли большинство своих родителей и учителей.

Дети, родившиеся в интернетовское время, совсем не похожи на детей ХХ века. Накопленные прежние образовательные методы на них практически не действуют. Основная задача сейчас - "зацепить" их информацией, а они сами найдут в интернете всё по заинтересовавшему вопросу. Как мне сказал один школьник, текст с новой информацией больше одной страницы никто читать не будет.

Конечно, видеоролики можно делать качественнее, но на данный момент, спасибо, что хотя бы кто-то делает научно-популярные короткие фильмы. Комментарии к данному видеоролику - отличный способ привлечения внимания. Возможно, кто-то предложит лучший вариант.

Madera пишет:
...авторы фильма подменяют факт - представлением. (факт - сказка)

Приведите, пожалуйста, конкретный пример такой «подмены» в данном видеосюжете.

Уважаемый SOL!

Честное слово, не хочу выступать вашим контр-агентом! Просто обратите внимание на коментарии наших участников. Зараннее прошу прощения у них, за вырванные фразы из их сообщений, но эти фразы ключевые по смыслу.

Опубликовано AlfaSirius - Да, научное содержание отсутствует, так как отсутствуют разъяснение физических законов, действующее в Чёрной дыре и Пульсаре, терминов и выводов учёных.
Без коментариев

Опубликовано zhvictorm - На самом деле мы сейчас очень мало знаем, что творится возле таких остатков звезд и что творится внутри них. Пока имеются только догадки и уверенность, что такие объекты существуют. Особенно это относися к черным дырам.
Без коментариев
все соответствует нашим современным представлениям
Коментарий: -  даже, если коментарий не будет соответствовать современным представлениям, суть не меняется - это всего лишь --предположение!

Основное, что, по всей видимости, удалось в какой-то мере передать создателям в этом сюжете - это опасность таких объектов. 
Коментарий: Вокруг ребёнка находится много чего, что представляет реальную опасность и задача родителей оградить его от них! А какую опасность может представлять
"Нейтронная звезда" или "Чёрная дыра"? Которая существует только в предположении? И, что? Ради этого стоит снимать этот мультик?

Ваше: Опубликовано Sol - эффект от такого просветительства огромен. Он заключается в том, что слушатель, читатель реально приобщается к глубинам человеческой культуры.
Коментарий: - Простите меня за мою слепоту, но этом фильме так и не увидел ни танцев, ни музыки, не услышал ни одного литературного произведения, как впрочем и других культурных ценностей. Увидел и услышал только то, что предположение фальсифицируют, как факт и вбивают детям в голову, наглядно-образным методом! (Самым сильным методом для ребёнка)

Поэтому, для начинающих астрономов раннего школьного возраста сделано неплохо.

Без коментариев.

Как видите, и я, и Вы, и другие участники ФОРУМА, скорее всего мало верят в просветительскую пользу таких фильмов, и думаю, что будь у них возможность самим создавать просветительские фильмы, сделали бы их гораздо лучше.

 

Madera пишет:
Уважаемый SOL!

Честное слово, не хочу выступать вашим контр-агентом!

Уважаемый Madera! Давайте будем спорить, но не будем ссориться. :) Тогда всё будет в порядке.

Мне интересно – как Вы себе представляете объяснение детям того, что такое чёрная дыра? Сразу писать формулы из общей теории относительности и квантовой механики? Да, мы ещё много не знаем о чёрных дырах, но ведь первая задача популяризаторства состоит в том, чтобы доступно объяснить то (немногое), что мы знаем сейчас, а не будем знать через 100 лет. И в чём тогда погрешность этого видеосюжета?

Madera пишет:
Ваше: Опубликовано Sol - эффект от такого просветительства огромен. Он заключается в том, что слушатель, читатель реально приобщается к глубинам человеческой культуры.
Коментарий: - Простите меня за мою слепоту, но этом фильме так и не увидел ни танцев, ни музыки, не услышал ни одного литературного произведения, как впрочем и других культурных ценностей.

Культура – это всё, созданное человеком. То, чего нет в естественной природе. Это не только танцы и музыка, это и книги, и швейные машины и даже ... научные знания.

Madera пишет:
Увидел и услышал только то, что предположение фальсифицируют, как факт и вбивают детям в голову, наглядно-образным методом! (Самым сильным методом для ребёнка)

Да в чём же фальсификация, помилуйте? Фальсификация – это когда мы знаем что-то, но не говорим, или говорим совсем другое. А если мы что-то знаем мало и честно говорим об этом, где же фальсификация?

А что доказывает Ваш пример с сыном? Да, Вы его заинтересовали, поверхностно изложив вопрос. Далее он этим «загорелся» и сам стал искать ответы на вопросы. И это очень хорошо. Вы поступили правильно. Хуже было бы, если бы Вы ему расписали формулы и стали точно, но непонятно для него, объяснять данный вопрос. Он бы подумал: «Это всё сложно... Это – не для моего умишка...» и не стал бы дальше интересоваться этим вопросом.

А по поводу современных детей, владеющих интернетом чуть ли не с пелёнок, Полина совершенно права. Сейчас можно легко добыть и сконцентрировать любые знания. Помню «конспектирование первоисточников» и правку курсовых работ в своё время. Вы, наверное, тоже помните эти наши «copy» и «paste» путём вырезания и вклеивания реальных бумажек, а также с помощью ручки. А помните очереди в вузовские библиотеки за одной-единственной книгой? Сейчас столько информационных возможностей открылось для юных пытливых умов! Однако, думать за человека никакой компьютер не будет. Ум и Творчество – это привилегии человека. Есть искусственный интеллект, но нет, и долго не будет искусственного ума. Вот этому проникновению в сущность, свойственному уму, и должен учить современный учитель. Учить отбирать в хаосе информационных волн сущностное, ведущее вглубь. Воспитывать интерес к этой деятельности. Всё это нельзя делать формально, по 45 минут с перерывами на 15 минут. Учитель должен учить всей свой жизнью, зажигать огонь в душах учеников своим душевным огнём.

А учитель, как простой кладезь информации, конечно, уходит в прошлое. Эту его ипостась уже скоро заменит Википедия. И если в 18 веке революционные изменения во Франции подготовили энциклопедисты, то в 21 веке википедисты подготовят почву для ещё более радикальных изменений не только в педагогике, но и во всём мировом общественном укладе.

Уважаемый SOL! Спасибо за ответ. "Давайте будем спорить, но не будем ссориться." - Эти ваши слова, должны красной линией проходить в головах всех участников нашего форума. Как аксиома! И прошу прощения, если вы нашли, что-то оскорбительное в моём ответе.

По поводу "Чёрных дыр". Почему загадка? Нормальный, естественный процес преобразования состояния материи.  Конечность скорости света, это переломный момент состояния материи из пространства, во время. "При достижении конечной скорости света,-масса стремиться стать бесконечной, а время приближается к нулю". Ну например, при взрыве "большой" звезды с огромной энергией, какая-то часть массы "превысила" скорость света, значит согласно теории Энштейна превратилась в точку, где масса стала - бесконечной, а время остановилось. И вот в это бесконечное время, с гравитацией бесконечной массы является "Чёрной дырой".

Уважаемый Madera! В случае с чёрными дырами, мы, конечно, в первую очередь, рассуждаем в рамках известных нам фундаментальных физических теорий. В основном это – общая теория относительности, но также и квантовая механика, термодинамика (что впервые сделал С.Хокинг). Наверняка, на самом деле внутри и даже вблизи чёрных дыр нас ждёт какая-то новая физика, для которой современные теории являются лишь приближениями. Однако, даже пользуясь последними, астрономы смогли идентифицировать множество объектов во Вселенной, как чёрные дыры. Например, объект в центре нашей Галактики – Стрелец А*.

учитель, как простой кладезь информации, конечно, уходит в прошлое.

Поддерживаю, но, к сожалению, далеко не все учителя школ и преподаватели университетов осознают это. Всё чаще можно слышать и читать, что школьники и студенты ничего не знают и не хотят знать! Необходимо признать, что продолжать по-старому передавать знания невозможно.

Учитель должен учить всей свой жизнью, зажигать огонь в душах учеников своим душевным огнём.

Из одного огня продукт не сотворишь. Настоящие Учителя остались, они стремятся "зажечь", как получалось раньше, но новый "материал" горит слабо.

Полина пишет:
Всё чаще можно слышать и читать, что школьники и студенты ничего не знают и не хотят знать! ...из одного огня продукт не сотворишь ... новый "материал" горит слабо.

Наверное, «материал» нужно поджигать с более раннего возраста. Сейчас всё ускорилось, уплотнилось: поток событий, время. Дети начинают раньше загораться, но и «тушить» их окружающая среда начинает раньше.

Сейчас всё ускорилось, уплотнилось: поток событий, время. Дети начинают раньше загораться, но и «тушить» их окружающая среда начинает раньше.

В этом году исполнится пять лет со дня исторического выступления министра образования и науки Андрея Фурсенко:

«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Удалось обнаружить идеальный образец квалифицированного потребителя. В бассейне реки Амазонки живёт племя (420 душ) Пираха, являющееся совершенно идеальными людьми XXI века в смысле квалифицированного потребительства в кризисном мире.

Язык у пираха самый экономичный и удобный на свете: в нём три гласных и несколько согласных, и им хватает. Отсутствуют цветовые определения. Отсутствуют числительные: есть только понятия «мало» (до 4) и «много» (более 4). Нет понятия целого и части. Нет всяких отвлечённых понятий типа «история» (у пираха нет истории, всё, находящееся за пределами личного опыта, для них не существует). Искусства у пираха нет, они даже детям игрушек не делают. Сами дети, правда, что-то иногда делать пытаются - но, поскольку востребованность их неквалифицированного творчества нулевая, с возмужанием бросают эти глупости.

Отсутствует накопительство - встал, поймал в окружающем мире что-нибудь из имеющейся номенклатуры (рыбу там или выдру), тут же съел. Поскольку рыбы и выдр вокруг хватает (на поиск еды уходит от 15 минут до 2 часов), пираха живут  без распорядка дня. Спят когда хотят, просыпаются для игр, охоты, а потом и снова поспать можно. При этом пираха любят есть - обычно не для того, чтобы утолить голод, а из желания «стать тяжёлыми». Есть мнение, что это идеальная форма самовыражения.

Пираха, конечно, пользуются плодами материальной культуры: у них есть мачете и каноэ. Но эти полезные предметы они выменивают у соседей, испорченных цивилизацией. К детям они относятся как к недолюдям, особо ими не занимаются и с младенчества принуждают искать пропитание самостоятельно. У пираха детская смертность 75%, да и вообще продолжительность жизни невелика - но это никого особо не парит. Семей у них тоже практически нет.

В конце 1970-х к пираха прибыл американский миссионер и лингвист Дэниел Эверетт, они довольно быстро обратили его в свою философию. Эверетт написал восторженную книжку о людях этого племени.

Глобальная цивилизация, представляемая доктором Эвереттом и Андреем Фурсенко, в ближайшее время явно стремится к созданию общества, в котором процентов 85 будут составлять именно такие вот пираха. То есть: согласные жить на гарантированном окружающей средой минимуме. Полностью принимающие правила любой игры. Квалифицированно пользующиеся плодами чужого творчества и не претендующие на создание чего-нибудь собственного. Не страдающие абстрактным мечтательством и излишней сентиментальностью друг к другу.

Виктор МАРАХОВСКИЙ     http://svoim.info/201234/?34_4_1

Интересно, что будет, если среди пираха вдруг появится кривоголовый? Например, родится такой ребёнок, в котором будет столь сильный врождённый мотив любознательности и творчества, что он не будет поддаваться внешней пирахизации. Его либо убьют пирахи, либо он сбежит от них к кривоголовым. Наверное, это общий закон: «простые ребята» тянутся к «простым ребятам», кривоголовые – к кривоголовым.

А по поводу 85% есть хороший закон Старджона:

«90% чего угодно – полное барахло, но оставшихся 10% вполне достаточно».

Спасибо всем, кто написал своё мнение о видеоролике в комментариях. Я не ожидала такой оперативной реакции. Давно надо было обновить материалы на Главной странице. По современному стилю подачи материала видеоролики - самый популярный и привлекательный способ. Но до вчерашнего вечера я не знала как это делать. Admin показал, как эта процедура выполняется.

Основные критерии выбора видеороликов -  познавательные и привлекательные для всех темы, время просмотра не более 5 минут (исключение осталось для МКС, многие школьники, как выяснилось, даже не знают об этом).

Проблемы, рассмотренные в обсуждении, действительно важные. Какая информация достойна быть представленной на сайте? Остаётся признать, что структура и содержание сайта формируется участниками, активно участвующими в обсуждении "здесь и сейчас". Именно комментарии определяют развитие сайта в том или ином направлении. Как отмечали организаторы конкурса Астротоп 100, достоинство сайта Лаборатория космических исследований и отличие от других сайтов - сайт ЖИВОЙ.